Любые рассуждения о чувствах нуждаются в экспериментальной проверке: без опыта ни в чем не может быть достоверности. Но здесь мы сталкиваемся с препятствием. Изучать психофизиологию эстетических чувств можно только на человеке. Для этого необходимо регистрировать частоту дыхания и пульса, кожногальваническую реакцию, электрокардиограмму, возбудимость нервов, электрические потенциалы мимических мышц и т. д.
Содержание эстетических переживаний при этом не может быть раскрыто, но могут быть изучены сопутствующие им физиологические сдвиги в организме.
Даже если добровольцы согласятся надеть на себя электроды и датчики в концертном или театральном зале или в картинной галерее, это не решит проблемы. Увешанный электродами человек, зная, что он — объект психофизических наблюдений, испытывал бы не те чувства, которые пережил бы в том же зале вне эксперимента. Выход, видимо, в том, чтобы собирать информацию о внутренних органах и мозге без прямого контакта с испытуемым, чтобы он не знал, что служит объектом изучения. Сейчас у врачей таких дистантных приборов нет. Но успехи медицинской электроники позволяют надеяться на их появление в недалеком будущем.
Нам кажется, что внимание в первую очередь обратится к восприятию музыки: здесь богатые возможности для воздействия на физиологические процессы.
Кое-какие эксперименты уже были проведены.