Брак и семья. Что такое готовность к браку

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Цель и задача темы: дать учащимся представление о браке, нравственно-этических основах вступления в брак.

Основные понятия: брак, брачный возраст, готовность к браку.

Основные вопросы темы и их краткое содержание. Новый тип брачно-семейных отношений при социализме

Из материалов прошлых уроков, отмечает учитель, вы знаете, что характер брачно-семейных отношений зависит от социально-экономического уклада общества, от его культурного прогресса, от уровня развития различных потребностей людей. Становлению моногамии (единобрачия) способствовало и развитие нравственной и эстетической культуры, но все-таки можно говорить о решающем значении частной собственности в утверждении единобрачия. К. Маркс отмечал, что «на высшей ступени своего развития принцип частной собственности противоречит принципу семьи». Он указывал также, что семейная жизнь в обществе, где принцип частной собственности преобладает над всеми другими, является бездушной семейной жизнью, иллюзией семейной жизни.

История и литература дают нам множество примеров, иллюстрирующих эти положения. В буржуазном обществе брак зачастую становится в первую очередь выгодной экономической сделкой.

Здесь можно привести примеры, вспомнив персонажей драм А. Н. Островского. И так было не только в дореволюционной России.

Герой романа Т. Драйзера «Американская трагедия» становится даже убийцей, потому что его возлюбленная оказывается препятствием для его женитьбы на богатой девушке. Не исключение и благопристойная английская семья Форсайтов, жизнь которой описал Д. Голсуорси. Эта семья — общество в миниатюре — живет согласно законам собственности, лежащим в основе всей буржуазной социальной системы. Собственническое отношение Форсайтовк жизни особенно ярко видно в Сомсе, который даже на красоту и обаяние Ирен смотрит, «как на часть той ценности, которую она собой представляла, будучи его вещью». Другой герой «Саги о Форсайтах» Джолион размышляет: «У них это называется «святостью брачных уз», но святость уз покоится на святости семьи, а святость семьи — на святости собственности».

Социалистическая революция в корне меняет положение женщины, которая, получая равные с мужчиной права, становится равноправным членом общества. Вместе с решением «женского вопроса» меняется и характер брачно-семейных отношений. Для нового типа брачно-семейных отношений, зафиксированного в законе, характерно, что брак в социалистическом обществе — добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, свободный от экономических расчетов, основанный на взаимной любви и долге, заключенный с целью создания семьи на основе советских законов и порождающий права, а также обязанности супругов. Советские законы строго стоят на страже равноправия супругов.

Одним из принципиальных отличий советской семьи от буржуазной является то, что в нашем обществе накопление имущества семьи не является ее главной целью. В то же время буржуазная семья по сей день нередко остается средством приумножения капитала.

Интересы семьи и общества при социализме едины. Семья находится под защитой государства. Само собой разумеется, что этого нет и быть ле может в антагонистическом обществе. Там при всей видимости поддержки семьи государством (выделение специальных пособий, повышение оклада главе семьи с рождением ребенка и пр.) отношения семьи и общества, в котором царствует безработица, свободная конкуренция, расовая дискриминация, дискриминация по признаку пола, не могут быть гармоничными.

Современные буржуазные идеологи поднимают на щит идею «свободной любви», под которой, по сути дела, понимается вседозволенность во взаимоотношениях полов. За словесной шелухой рассуждений о «свободе» во взаимоотношениях двоих в сущности прячется несостоятельность общества, неспособного создать нормальные условия для семейной жизни. Вот характерное признание одной молодой француженки: «По профессии я бухгалтер. И, кажется, неплохой. Но беда в другом: я не имею работы. А ведь работа — это все: уровень жизни, уверенность в себе, наконец, семья. Я невеста Оливье Дамленкура. Уже несколько лет. Но мы с ним не можем пожениться — на что мы будем жить, содержать семью? Кристина Пиаже, безработная, департамент Нор».

Говоря о коренных отличиях советской семьи, нельзя не упомянуть и о нетипичном для досоциалистических типов семьи явлении, получившем большое распространение в нашей стране. Речь идет о межнациональных браках. В условиях буржуазного общества свобода брака в значительной степени ограничивается национальными и религиозными предрассудками, тогда как в СССР не существует никаких правовых запретов к заключению таких браков, число их год от года растет.

Подводя итоги сказанному, учитель еще раз подчеркивает, что социалистический строй заложил новые нравственные основы семьи, что при социализме брак действительно стал свободным и равноправным союзом мужчины и женщины, основанным на взаимных любви и долге.





Комментарий к статье