Основные функции семьи

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Основное назначение семьи — удовлетворение определенных потребностей. Можно ли это утверждение считать правильным? Выслушав учащихся, учитель резюмирует: да, в конечном счете это так и есть. Семья удовлетворяет общественные, групповые и индивидуальные потребности. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе в воспроизводстве населения. В то же время семья, естественно, удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции социалистической семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, т. е.в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но ив качественном воспроизводстве населения. Это прежде всего связано с приобщением нового поколения к научно-культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением «воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий».

В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание. Сколько современной семье иметь детей? На эту тему возникают дискуссии на страницах газет, журналов. Их ведут социологи, демографы, психологи. Почему этот вопрос стал актуальным?

Причин здесь много. Они непросты, взаимосвязаны. Рассмотрим только некоторые из них. Раньше в нашей стране был повсеместно распространен тип многодетной семьи. В настоящее время сложилась другая картина. Более половины всех семей имеют одного ребенка или вообще не имеют детей, значительно уменьшилось количество семей, имеющих двоих или троих детей. Почему это произошло? Хорошо это или плохо?

Среди причин появления такой ситуации называют распространение городского образа жизни. В этом есть доля истины. Полвека назад в нашей стране восемь семей из десяти были сельскими. Теперь в городах живет две трети населения страны. Немало сельских семей ведут городской образ жизни. Производственная занятость женщины, рост материального благосостояния и культуры людей, взрыв потребностей — все это тоже относят к числу указанных выше причин. И это правильно. Возросли запросы людей, их требовательность друг к другу. Изменились взаимоотношения членов семьи: они стали более нравственными, более сложными и тонкими психологически. Изменился взгляд на детей: их хорошо одевают, стараются дать всестороннее развитие. Каждая семья стремится иметь благоустроенный дом или квартиру, хорошую обстановку.

Однако главная причина в другом: вместе с научно-технической революцией произошла и так называемая вторая демографическая революция. Раньше наблюдалась высокая детская смертность. Она компенсировалась высокой рождаемостью. Родители этого, конечно, не осознавали. Смерть ребенка иногда объяснялась так: «Бог дал — бог взял. Бог еще даст…» Для воспроизводства численности родителей надо было иметь 5—7 детей, а теперь достаточно 2—3. Так что суть второй демографической революции состоит в том, что вслед за резким снижением детской смертности сократилась и рождаемость. Теперь возможно заранее планировать столько детей, сколько по силам вырастить и воспитать: у родителей есть уверенность, что не один ребенок из четверых, как раньше, а по меньшей мере девять из десяти доживут до свадьбы. Такое планирование многие родители уже фактически осуществляют, хотя и не задумываются над этим.

Заметим, что вместе со снижением рождаемости изменяется и структура семьи. В настоящее время семей, которые объединяют три-четыре поколения, очень мало. Оба эти явления — закономерны и не должны вызывать беспокойство. Однако рождаемость стала уже ниже уровня, в котором заинтересовано общество. Демографы считают, что для простого воспроизводства населения семье мало иметь двоих детей. Ведь не каждый мужчина становится отцом, не каждая женщина — матерью. Подсчитано, что население, состоящее из двухдетных семей, примерно через тридцать лет теряет третью часть своей численности. Для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы половина семей имела по трое детей, а остальные по двое. Однако общество очень заинтересовано в том, чтобы численность населения возрастала, а не только воспроизводилась. Значит, трехдетных семей должно быть больше половины. Но намерения многих молодых родителей куда более скромные. Это серьезное противоречие может быть преодолено совместными усилиями общества, семьи и личности. Тут необходимы взаимодополняемые экономические, юридические, педагогические и психологические меры.

«Из материалов предыдущих уроков вспомните,— обращается учитель к учащимся,— какие меры в этом направлении предпринимает государство». Ответы учащихся можно дополнить данными, содержащимися в статье Ю. Королева «Молодой семье — государственная поддержка» (см.: Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни.— М.: Просвещение, 1986.— С. 10—13). После короткой беседы учитель подчеркивает: мы рассмотрели репродуктивную функцию семьи с точки зрения потребностей общества. Но ведь в необходимости ее осуществления кроются также личностные и общесемейные интересы.

Заложенный от природы инстинкт продолжения рода развивается у человека в потребность иметь детей, растить и воспитывать их. Без удовлетворения этой потребности человек не чувствует себя счастливым. И это не случайно. Если супружество пробуждает в людях новые силы и новые чувства, то появление детей преображает супругов. У них пробуждается родительская любовь и богатая гамма связанных с нею чувств, которые только и могут появиться с рождением детей. Главные из них: у женщины— материнство, у мужчины — отцовство. Свойства этих удивительных чувств мы подробно рассмотрим на одном из будущих занятий.

А в чем суть общесемейных интересов, связанных с репродуктивной функцией? Они имеют отношения прежде всего к числу детей. Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется. Еще в 1937 г. А. С. Макаренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком». Этой проблеме талантливый педагог придавал очень большое значение. В выступлениях перед родителями Антон Семенович несколько раз разъяснял свою позицию. Он настойчиво подчеркивал: «Даже в самых лучших, самых счастливых случаях, даже в руках талантливых и внимательных родителей воспитание единственного ребенка представляет исключительно трудную задачу». По его мнению, причинами такого положения являются следующие обстоятельства:

1. Единственный ребенок становится недопустимым центром человеческой ячейки.

2. Родители единственного ребенка не могут избавиться от вредного центростремительного угодничества. Заботы отца и матери обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в этом случае отличается известной нервозностью.

3. В единственном ребенке заключаются все перспективы родительского счастья, потерять его — значит потерять все. Поэтому единственность ребенка неизбежно приводит к концентрации беспокойства, слепой любви, страха, паники.

4. Опасность воспитания одного ребенка в советской семье в последнем счете сводится к потере семьей качества коллектива. А это чревато серьезными последствиями: «Теряя признаки коллектива, семья теряет большую часть своего значения, как организация воспитания и счастья».

Вот поэтому в семье, где единственный ребенок, родители «не могут воспитать естественные тормоза для развития индивидуализма», «волей-неволей… воспитывают эгоиста». Немаловажно и следующее. В большой семье ребенок привыкает с малых лет к коллективу, приобретает опыт любви и дружбы к старшим и младшим братьям и сестрам.

Словом, А. С. Макаренко считал семью с одним ребенком неполной, таящей много педагогических «рифов».

С тех пор прошло немало времени, другими стали родители, дети, претерпела изменения и сама семья. Причем семей с одним ребенком становится все больше и больше. Как это сказывается на уровне успеваемости, трудовой и общественной активности подростков?

В большинстве семей, имеющих одного ребенка, все внимание мать и отец — в некоторых случаях бабушка и дедушка!—уделяют только ему. И чаще всего такой школьник по сравнению со своими сверстниками из семей, имеющих несколько детей, и лучше ухожен, и лучше одет, и лучше накормлен, у него больше игрушек, лучше жилищные и материальные условия. Кому, как не ему, учиться хорошо и отлично? Даже при весьма слабых способностях такой ребенок должен бы учиться в худшем случае удовлетворительно. Но в жизни дело обстоит иначе. Среди неуспевающих подростков немало тех (около 34%), которые являются единственными у родителей.

Единственным в семье подросткам более, чем остальным, присущи такие недостатки, как капризность, обидчивость, невнимание к товарищам, неумение доводить начатое дело до конца, подчиняться (при стремлении подчинить себе других), ценить достоинства другого, отсутствие бережливости и др.

Многие из тех серьезных трудностей воспитания единственного ребенка в семье, на которые так усиленно обращал внимание А. С. Макаренко, существуют и в настоящее время. Поэтому, хотя матери и отцы на воспитание единственного ребенка затрачивают, как правило, очень много усилий, результаты получаются хуже ожидаемых. И это понятно. В семье, где несколько детей, самой жизнью создается коллектив; здесь есть с кого брать пример, есть за кого отвечать, есть наставники и подопечные. Здесь идет активное взаимовоспитание детей, в жизни каждого ребенка естественным образом существуют коллективизм, сопереживание, солидарность, чувства товарищества и дружбы, любовь к брату или сестре.

Можно привести и многие другие данные, которые подтверждают, что в семье, имеющей несколько детей, создается благоприятная обстановка для появления человеческого счастья. Вот почему сами родители должны стремиться иметь несколько детей.

Экономическая функция семьи включает в себя следующие основные компоненты: участие в общественном производстве, ведение домашнего хозяйства, формирование семейного бюджета, организация потребительской деятельности.

Экономическая функция, как и другие, определяется экономическим базисом общества и его культурой. Суть хозяйственно-экономической деятельности семьи при капитализме составляют накопление частной собственности и передача ее по наследству. Это развивает у людей собственнические инстинкты, которые разрушительно действуют на семью, порождая отчужденность и неприязнь не только между супругами, но и между родителями и детьми. В социалистическом обществе блага распределяются по труду. При этом экономическая деятельность семьи, естественно, не включает в себя накопление частной собственности.

Взрослые члены семьи должны участвовать в общественном производстве, т. е. должны трудиться, и таким образом обеспечить семье материальную основу существования.

Влияние экономической функции на взаимоотношения в самом семейном коллективе «может быть двояким: справедливое распределение хозяйственно-бытового труда в семье между супругами, старшим и младшим поколениями, как правило, благоприятствует укреплению супружеских отношений и трудовому воспитанию детей; при несправедливом разделении этого труда, когда он взваливается в основном на женщину, муж же выступает в роли «хозяина», а дети —лишь в роли потребителей, такое влияние остается неблагоприятным и ведет к возрастанию в семье разрушающих ее сил». Вот почему в нашем обществе широко развивается сфера обслуживания, оказывающая семье все возрастающую помощь. Этому же способствует оснащение семьи бытовыми машинами и приборами, облегчающими домашний труд.

С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, т. е. главенства в семье. Как уже отмечалось, советской семье все меньше присущи черты единовластия. Отцовские семьи, где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются редко. Правда, появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин, иногда весьма существенных) сосредоточен семейный бюджет, она — основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие. Для большинства наших семей характерно равноправие супругов в управлении семьей. Конечно, самый прогрессивный принцип семейного управления — равноправие супругов. При этом равенство супругов должно быть примерным: в тех вопросах, в которых более компетентна жена, ей должно принадлежать первенство, а в ряде других вопросов право решающего голоса может принадлежать мужчине. К этому надо стремиться каждой семье.

Воспитательная функция семьи является одной из важнейших. В семье воспитываются и взрослые и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — передача ее. взрослыми членами (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) детям накопленного обществом социального опыта: формирование у них научного мировоззрения, политической сознательности, коммунистического отношения к труду; привитие им чувства коллективизма и интернационализма, потребности и умения быть гражданином и хозяином; обогащение их интеллекта и формирование совести; содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. К сожалению, далеко не все взрослые (особенно молодые родители) осознают сущность влияния семьи на детей раннего возраста. А влияние это удивительно по своей важности. В последние годы физиологи, медики и психологи установили, что дети до трех лет особенно предрасположены к воздействию семьи, в первую очередь матери. Именно в первые дни и месяцы жизни у ребенка закладываются исходное доверие или недоверие к миру, возникающие от чувства эмоциональной защищенности или беззащитности, которые неминуемо повлияют на его личность.

Сама жизнь в семье учит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Даже самое хорошее дошкольное учреждение, а затем и школа не могут дать ребенку всю ту гамму чувств и широчайший круг понятий о жизни, которые дает детям семья. Дело в том, что, как указывал еще выдающийся швейцарский педагог И. Г. Песталоцци, «материнское чувство, сила отцовского воздействия, семейные добродетели, вся прелесть любви, весь опыт окружающей среды, образование через труд, взаимосвязь всего этого хорошего и его воздействие через узы, объединяющие членов семьи, домашние неприятности и заботы, неизбежные даже в обеспеченных семьях,— все это самой природой установленные основы поистине хорошего воспитания».

Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, «оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание».

Характерная особенность воспитательного влияния семьи на детей — устойчивость его результатов. Так, правильное воспитание родителями детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебе, трудовой и общественной деятельности.

В семье ребенку менее, чем в школе, заметны преднамеренные воспитательные воздействия, и он активно проявляет себя в самостоятельной деятельности. Педагогические воздействия родителей на детей почти всегда индивидуальны. У них больше, чем у учителей, возможностей учесть при этом возрастные и индивидуальные особенности детей, включать детей в общественно полезную деятельность.

Семья оказывает сильное влияние на всестороннее развитие детей. При правильном воспитании она особенно успешно прививает детям трудолюбие, дисциплинированность, честность, самостоятельность, бережливость, доброту, готовность оказать помощь, умение сопереживать, ориентироваться в сложной обстановке, реализовать свои способности, вести домашнее хозяйство, беречь природу и т. д. Отношения родителей между собой, их отношения к детям, внутрисемейная атмосфера в целом — все это является для подрастающего поколения незаменимой практической школой отцовства и материнства. Очень сильное влияние большинство семей оказывает на профессиональную ориентацию и жизненные планы старших школьников. Но и это еще не все. Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами, в школу, во двор, а потом, повзрослев, и в трудовые коллективы. Внутрисемейная обстановка также влияет на все сферы жизни самих родителей.

Незаменимость и важность семейного воспитания не умаляет роль общественного воспитания. В социалистическом обществе, где нет противоречий между семьей и государством, семейное и общественное воспитание дополняют одно другое, создавая наилучшие условия для формирования всесторонне развитой личности подрастающего человека.

Основы семейного воспитания детей необходимо знать каждому взрослому человеку. Особенно будущему родителю. На наших занятиях мы будем изучать семейное воспитание более подробно и обстоятельно.

В последние годы социологи все чаще выделяют коммуникативную функцию семьи. Молено назвать следующие компоненты этой функции: организация внутрисемейного общения; посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия.

Раскрытие этого вопроса можно начать с краткой беседы. «Вспомните,— обращается учитель к классу,— что такое общение? Каковы основные черты общения близких людей?» Обобщая ответы учащихся, учитель подчеркивает, что внутрисемейное общение оказывает сильное влияние на все стороны жизни семьи.

То, что социалистическая семья основывается не на частнособственническом интересе, а на любви, взаимоуважении и долге, налагает свой отпечаток на характер общения. Для него характерны особая доверительность, поиск эмоциональной защиты и сопереживания. Это позволяет каждому члену семьи не скрывать свое эмоциональное состояние, поделиться радостями, рассказать о неудачах и обидах, получить совет по самому тонкому, интимному вопросу, восстанавливать и пополнять свои духовные силы, а в целом иметь хороший жизненный тонус. Преувеличить ценность таких отношений невозможно. Правда, они могут быть нарушены в семьях, где взрослым присущи эгоизм,- душевная глухота и равнодушие как друг к другу, так и к детям.

В семьях, где круг общения узок и его содержание однообразно, обедняется духовная жизнь, снижаются возможности воспитания. Довольно многие супруги недооценивают влияние общения на формирование детей, на развитие их интеллекта и эмоциональной сферы. Дело в том, что процесс этот очень сложен и распознать результаты его влияния непросто. Нередко на формирование многих личностных качеств различные формы общения влияют косвенно, опосредованно. Можно утверждать, что, например, общение детей с родителями в совместной работе по дому или на огороде влияет на воспитание их трудолюбия. Здесь налицо непосредственное влияние труда и общения. Однако, как установлено исследованиями, это же общение положительно воздействует на развитие у школьников самостоятельности, требовательности к себе, коллективизма, ответственности, заботливости и многих других качеств.

С внутрисемейным общением неразрывно связано общение семьи с окружающей природной средой. Рассмотрим, к примеру, семейные походы и прогулки на природу. Каково их влияние на детей?

В семьях, где регулярно проводятся походы и прогулки на природу, вдвое больше школьников, у которых хорошо развито трудолюбие. Почему? На его развитие прямое положительное влияние оказывают подготовка к походу, выполнение тех или иных обязанностей в самом походе, преодоление трудностей.

Сама ситуация похода во многом моделирует естественную человеческую жизнь, участие в приготовлении пищи, подготовке ночлега, поддержании костра и тому подобные дела помогают ребятам более уверенно чувствовать себя в жизни вообще.

Итак, трудно переоценить значение совместных прогулок и походов для воспитания в детях качеств будущего семьянина. Поход фактически является одной из форм «игр для взрослых», в которые дети включаются наиболее естественным образом. Такие древние семейные ценности и традиции, как поддержание очага, строительство дома, выполнение обязанностей, воспитывающих мужественность и женственность, рыцарское отношение к женщине, получают в походе естественное развитие и в условиях общения с природой легко усваиваются детьми.

Все большее влияние на образ жизни человека оказывают телевидение, радио, кино, периодическая печать. И семья, как упоминалось, должна быть добрым посредником во взаимодействии своих членов с этими средствами массовой информации. Этот важный и интересный вопрос мы разберем подробно, когда будем изучать идейные ценности семьи.

В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом мы условимся понимать внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению. Свободное время — одна из важнейших социальных ценностей. Для советского общества характерно систематическое повышение культурного и нравственно-этического уровня проведения досуга. И это повышает его значение в восстановлении физических и духовных сил человека, во всестороннем развитии личности. Повышению роли досуга также способствуют правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между ее членами, планирование труда и отдыха. В целом досуг является как бы зеркалом зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое.

Семейный досуг включает в себя: просмотр телепередач, слушание радио, чтение, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми; посещение библиотек, театров, концертных залов и кинотеатров, проведение ежегодного отпуска; посещение парков, туристские походы, экскурсии, прогулки в природу; занятия спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников.

В организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на усталость, и т. п. Проблема организации семейного досуга сейчас стала значительно злободневней, чем десять — пятнадцать лет назад. Улучшение жилищных условий населения, телевидение делают для многих школьников «домашний очаг» весьма привлекательным местом для проведения своего свободного времени. И еще одно обстоятельство: в нашей стране стало два выходных дня в неделю. Это также усиливает значение семейного досуга.

Жизнь семьи весьма многогранна. Нами кратко рассмотрены только ее предназначение и основные функции. Как общество влияет на семью, создавая определенный ее тип, так и семья оказывает немалое влияние на развитие и образ жизни общества. Необходимость семьи обусловлена потребностью человеческого общества в духовном и физическом воспроизводстве самого человека.

Над чем подумать, что обсудить

1. Проанализируйте, как осуществляется коммуникативная функция в вашей семье.

2. Продумайте и, если потребуется, прокомментируйте следующие высказывания А. С. Макаренко:

«Концентрация родительской любви на одном ребенке — страшное заблуждение» (Книга для родителей,— Соч.— Т. IV.— С. 111).

«Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым — это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству» (Там же,—С. 220).

«Родители на глазах у детей должны жить полной радостной жизнью» (Там же,—С. 448).

«Самочувствие родителей является, с моей точки зрения, одним из основных методов воспитания» (Там же.— С. 448).





Leave a Reply