Уже в период младшего супружеского возраста возникают проблемы, которые со всей остротой заявляют о себе позже, в период среднего супружеского возраста. Центральная из них — воспитание детей.
Уже в самом уходе за малышом заложена огромная сила воспитания альтруизма, самопожертвования. Чем старше становится малыш, тем более сложные проблемы встают перед родителями. На собственном опыте к ним приходит понимание, что воспитывают вовсе не слова, а поступки, сам образ их жизни. Значит, решая сложные педагогические задачи, они прежде всего ставят их не перед ребенком, а перед самими собою. Нельзя привить ребенку доброту, если он видит родителей жадными; нельзя дать то, чем не обладаешь сам.
Среди психологических проблем, с которыми сталкивается семья, следует выделить проблему рутины семейной жизни. За годы существования семьи в ней складываются традиции, привычки, супруги хорошо узнают друг друга, привыкают к особенностям характеров. Это делает их совместную жизнь проще, но и придает ей некоторое однообразие. Супруги настолько хорошо изучили один другого, что порой могут заранее сказать, что в той или иной ситуации произнесет его «половина». Однообразие, увы, притупляет взаимный интерес, в жизнь супругов вкрадывается скука. Замкнутость семейного досуга, неумение, нежелание супругов разнообразить его, внести дух творчества оборачивается бедой. Муж и жена порой перестают духовно общаться друг с другом, а нарушение общности ведет к отчужденности и непониманию.
Но вот дети выросли, создали свои семьи и покинули родительский дом. Для семьи наступает период старшего супружеского возраста. Он может быть очень благодатным для супругов: теперь у них больше свободного времени для удовлетворения своих духовных потребностей. Долгая совместная жизнь придала семье крепость, родила духовную близость, однако и после стольких лет супружества возможны кризисные моменты. Далеко не просто на склоне лет оказаться вдруг у «пустого гнезда». Правда, для большей части семей это сейчас не проблема — повзрослевшие дети начинают свою семейную жизнь в лоне родительской семьи. Но и тогда груз психологических проблем велик: поседевшие супруги осваивают новые для себя социальные роли тещи (тестя), свекра (свекрови), а затем и роли дедушки и бабушки.
Завершая урок, учитель подводит краткий итог пройденному по первым трем разделам программы и дает сжатую характеристику четвертому и пятому разделам. Первое занятие четвертого раздела программы посвящено идейным устоям семьи. Поэтому целесообразно дать к уроку следующее задание:
Над чем подумать, что обсудить
- Попытайтесь дать определение понятиям: мировоззрение, идейность, убеждения, а затем сопоставьте свою точку зрения с определениями, которые дает энциклопедия.
- Подумайте, о каких революционных, боевых и трудовых традициях вашей семьи вы могли бы рассказать в классе.
- Посмотрите вместе со старшими членами семьи свой домашний фотоальбом. В порядке ли он? Что вы знаете о людях, изображенных на фотографиях, запечатлевших молодость ваших дедушек и бабушек, папы и мамы? Расспросите взрослых о тех людях, что сняты вместе с ними.
- Есть ли в вашей семье специальное место, где хранятся семейные реликвии? Что вы можете рассказать о каждой из них? Если знаний у вас мало, расспросите близких. Подумайте: может быть, стоит записать их рассказы? Ведь со временем вам придется рассказывать о них своим детям.