Сочетание всех указанных выше особенностей семейного коллектива создает особую духовную близость членов семьи, гармонию семейных отношений, жизнерадостность.
Замечено, что семейное общение тем богаче, чем активнее в нем участвуют все члены семейного коллектива — и взрослые, и дети.
Характеристика семейного коллектива будет неполной, если мы не обратим внимание на то, что формула «Все за одного, один за всех» включает двусторонние обязанности: каждого человека перед своим коллективом и коллектива в отношении каждого своего члена. Из этого следует, что и для взрослых, и для детей (разумеется, с учетом их внутрисемейного статуса) соблюдение общих правил, требований является непреложным законом. Это должно быть нормой жизни.
Обращаясь к классу, учитель может спросить: каковы, по вашему мнению, основные из этих требований? Из ответов учащихся следует особо подчеркнуть такие требования, как признание каждым взрослым членом семьи важности «стратегического» плана жизнедеятельности семьи и активное практическое содействие его осуществлению, а также наряду с уважением каждого члена семьи особое почитание матери и отца.
Затем целесообразно спросить класс: что можно сказать о «стратегическом» плане жизнедеятельности семьи? В чем он состоит? Учащиеся, вспоминая основные функции семьи, обычно дают правильный ответ: важнейшее предназначение семьи — обеспечить всестороннее воспитание детей, подготовку их к труду и самостоятельной жизни на основе удовлетворения разнообразных потребностей, развития творческих сил и интересов взрослых. Вместе с тем семья проявляет заботу о судьбе ее членов, об осуществлении их личных планов. Все это и составляет основу общего плана жизнедеятельности семьи.
На пути формирования семейного коллектива встречается немало трудностей, «подводных рифов», которые усложняют его жизнедеятельность и даже могут разрушить его. Но об этом мы поговорим на одном из следующих уроков (тема 8 — «Последствия нарушений семейных отношений»).
Таким образом, мы убедились, что советская семья представляет собой коллектив особого рода, оказывающий всестороннее воздействие на своих членов. Эффективность и глубина этого воздействия в значительной степени возрастают, если семье, как коллективу, присущи следующие черты:
1. Основа жизни семьи — честный, добросовестный, общественно полезный труд. Дети оказывают взрослым посильную помощь, которая ими высоко ценится. Взрослые воспринимают труд как первейшую жизненную потребность, источник всех благ, прогресса и процветания всех людей. Тогда характер и мотивы этого восприятия незаметно, естественным путем передаются детям как бесценное наследство.
2. Семья — монолитный союз коллективистов, где один за всех, а все за одного. Этот коллектив имеет общественно ценную цель и перспективы, направленные на достижение лучшего будущего для всей семьи в целом и для каждого ее члена в отдельности. При этом семья не замыкается в себе, а осознает себя первичной ячейкой социалистического общества, частицей своей любимой Родины.
Взрослые ее члены и младшие активно участвуют в общественной работе, которая в семье считается почетной и важной. В семье ярко выражены взаимоуважение (старших друг к другу и к младшим, а младших к старшим и друг к другу), взаимопомощь, поддерживается атмосфера жизнерадостности и оптимизма.
3. Общие дела семьи выполняются ее членами коллективно, важные вопросы (распределение бюджета, предстоящие покупки, поездка в отпуск и т. д.) решаются сообща. В семье царит обстановка откровенности: ее члены охотно делятся радостями, не скрывают ошибок, рассказывают о неудачах, о своих переживаниях. Возникающие иногда конфликты разрешаются быстро, не нарушая общей системы добрых взаимоотношений.
Из сказанного следует: советской семье присущ «основанный на социальной справедливости, коллективизме и товарищеской взаимопомощи социалистический образ жизни, дающий человеку труда уверенность в будущем, духовно и нравственно возвышающий его как творца новых общественных отношений, собственной судьбы».
Над чем подумать, что обсудить
1. Прокомментируйте суть следующего положения, выдвинутого К. Марксом и Ф. Энгельсом: «Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода».
2. К. С. Станиславский писал: «Недоброе слово, сплетня, пущенные в коллектив, отравляют всех и того, кто пустил эту отраву… Всякую обиду мелкого самолюбия, сплетню, зависть надо уметь побороть в себе самом, а не выбрасывать из себя»3.
Согласны ли вы с этим утверждением и советом? Так ли поступаете в реальной жизни?
3. Почему индивидуализм является антиподом коллективизма?
Материал для учителя:
а) индивидуализм — это ориентация человека только на свой собственный интерес и пренебрежение интересами коллектива, равнодушие к его целям и задачам;
б) формы проявления индивидуализма: подхалимство, склочничество, враждебное соперничество отдельных членов коллектива за свой престиж в нем; стремление человека осуществить только свои узкоэгоистические интересы, подрыв взаимной требовательности, приспособленчество, лицемерие, карьеризм и др.
4. Десятиклассник Сергей В. убедился, что остальные члены семьи придерживаются неверного мнения по одному из жизненно важных вопросов. «Как поступить?» — задумался юноша. Товарищи дали ему три совета. Какой из них вы считаете наиболее правильным для настоящего коллективиста?