Один за всех, и все за одного

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Сочетание всех указанных выше особенностей семейного коллектива создает особую духовную близость членов семьи, гармонию семейных отношений, жизнерадостность.

Замечено, что семейное общение тем богаче, чем активнее в нем участвуют все члены семейного коллектива — и взрослые, и дети.

Характеристика семейного коллектива будет неполной, если мы не обратим внимание на то, что формула «Все за одного, один за всех» включает двусторонние обязанности: каждого человека перед своим коллективом и коллектива в отношении каждого своего члена. Из этого следует, что и для взрослых, и для детей (разумеется, с учетом их внутрисемейного статуса) соблюдение общих правил, требований является непреложным законом. Это должно быть нормой жизни.

Обращаясь к классу, учитель может спросить: каковы, по вашему мнению, основные из этих требований? Из ответов учащихся следует особо подчеркнуть такие требования, как признание каждым взрослым членом семьи важности «стратегического» плана жизнедеятельности семьи и активное практическое содействие его осуществлению, а также наряду с уважением каждого члена семьи особое почитание матери и отца.

Затем целесообразно спросить класс: что можно сказать о «стратегическом» плане жизнедеятельности семьи? В чем он состоит? Учащиеся, вспоминая основные функции семьи, обычно дают правильный ответ: важнейшее предназначение семьи — обеспечить всестороннее воспитание детей, подготовку их к труду и самостоятельной жизни на основе удовлетворения разнообразных потребностей, развития творческих сил и интересов взрослых. Вместе с тем семья проявляет заботу о судьбе ее членов, об осуществлении их личных планов. Все это и составляет основу общего плана жизнедеятельности семьи.

На пути формирования семейного коллектива встречается немало трудностей, «подводных рифов», которые усложняют его жизнедеятельность и даже могут разрушить его. Но об этом мы поговорим на одном из следующих уроков (тема 8 — «Последствия нарушений семейных отношений»).

Таким образом, мы убедились, что советская семья представляет собой коллектив особого рода, оказывающий всестороннее воздействие на своих членов. Эффективность и глубина этого воздействия в значительной степени возрастают, если семье, как коллективу, присущи следующие черты:

1. Основа жизни семьи — честный, добросовестный, общественно полезный труд. Дети оказывают взрослым посильную помощь, которая ими высоко ценится. Взрослые воспринимают труд как первейшую жизненную потребность, источник всех благ, прогресса и процветания всех людей. Тогда характер и мотивы этого восприятия незаметно, естественным путем передаются детям как бесценное наследство.

2. Семья — монолитный союз коллективистов, где один за всех, а все за одного. Этот коллектив имеет общественно ценную цель и перспективы, направленные на достижение лучшего будущего для всей семьи в целом и для каждого ее члена в отдельности. При этом семья не замыкается в себе, а осознает себя первичной ячейкой социалистического общества, частицей своей любимой Родины.

Взрослые ее члены и младшие активно участвуют в общественной работе, которая в семье считается почетной и важной. В семье ярко выражены взаимоуважение (старших друг к другу и к младшим, а младших к старшим и друг к другу), взаимопомощь, поддерживается атмосфера жизнерадостности и оптимизма.

3. Общие дела семьи выполняются ее членами коллективно, важные вопросы (распределение бюджета, предстоящие покупки, поездка в отпуск и т. д.) решаются сообща. В семье царит обстановка откровенности: ее члены охотно делятся радостями, не скрывают ошибок, рассказывают о неудачах, о своих переживаниях. Возникающие иногда конфликты разрешаются быстро, не нарушая общей системы добрых взаимоотношений.

Из сказанного следует: советской семье присущ «основанный на социальной справедливости, коллективизме и товарищеской взаимопомощи социалистический образ жизни, дающий человеку труда уверенность в будущем, духовно и нравственно возвышающий его как творца новых общественных отношений, собственной судьбы».

Над чем подумать, что обсудить

1. Прокомментируйте суть следующего положения, выдвинутого К. Марксом и Ф. Энгельсом: «Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода».

2. К. С. Станиславский писал: «Недоброе слово, сплетня, пущенные в коллектив, отравляют всех и того, кто пустил эту отраву… Всякую обиду мелкого самолюбия, сплетню, зависть надо уметь побороть в себе самом, а не выбрасывать из себя»3.

Согласны ли вы с этим утверждением и советом? Так ли поступаете в реальной жизни?

3. Почему индивидуализм является антиподом коллективизма?

Материал для учителя:

а) индивидуализм — это ориентация человека только на свой собственный интерес и пренебрежение интересами коллектива, равнодушие к его целям и задачам;

б) формы проявления индивидуализма: подхалимство, склочничество, враждебное соперничество отдельных членов коллектива за свой престиж в нем; стремление человека осуществить только свои узкоэгоистические интересы, подрыв взаимной требовательности, приспособленчество, лицемерие, карьеризм и др.

4. Десятиклассник Сергей В. убедился, что остальные члены семьи придерживаются неверного мнения по одному из жизненно важных вопросов. «Как поступить?» — задумался юноша. Товарищи дали ему три совета. Какой из них вы считаете наиболее правильным для настоящего коллективиста?





Комментарий к статье