МАГИЯ ИГРЫ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Магистр, поверьте, я верный

Я преданный рыцарь Игры.

А .Г. Креславский-Смирнов

alt

Игра… До игры ли, когда жизнь так тяжела?.. К тому же в жизни всегда ценилась искренность, зачем же лицемерить? Не лучше ли говорить людям правду и показывать свои истинные чувства? Нет, не лучше. Как говорил мой любимый учитель, профессор Филипп Вениаминович Бассин, нет никого страшнее людей, которые всегда говорят правду. Правда бывает разной: правда может быть обидной; правда может больно ранить; правда может быть никому не нужна.

Я вас вовсе не призываю скрывать ваши истинные чувства, если они добрые. Наоборот, в нашем угрюмом и невеселом мире просто необходимы добрые и милые проявления чувств, и чем больше их будет, тем лучше. Так что никогда не стесняйтесь лишний раз похвалить ближнего или дальнего, если он просто нормально сделал свою работу, и всегда покажите человеку, что вам с ним хорошо, даже если вам сейчас не до него. Но вот наша злость, зависть, агрессивность… Они не придают нам обаяния, мешают жить — и не только нам, но и тем,кто рядом. Уметь эти чувства не показывать — вовсе не значит лицемерить, скорее, это самодисциплина А кроме того, играя себя такой, какой вы хотели бы себя видеть, вы действительно становитесь лучше, не замечая, как внешние свойства входят внутрь и становятся неотъемлемыми внутренними качествами.

Мы возвращаемся к старому как мир вопросу: может ли взрослый человек переделать себя или он обречен оставаться таким, каков он есть? Я совершенно убеждена, что при большом желании можно сделать себя таким, каким хотелось бы быть, или хотя бы приблизиться к своему идеалу. И лучше всего это делать играя.

«Играйте, но не заигрывайтесь!» — так прощался с группой на последнем занятии по ролевому тренингу один мой пациент, которого выписывали за нарушение режима. Несчастный, замотанный, превращенный в безгласную машину для добывания денег женой, тещей и тремя дочками, он уже не видел белого света, не то что женщин, и даже о том, чтобы прикоснуться к жене, думал с содроганием… А у нас, сыграв несколько ролей «настоящих мужчин», типа Дон Жуана и Синей Бороды, снова почувствовал вкус к жизни, встряхнулся, понял, от чего он отказался из-за своих баб… И был пойман ночью в женской палате благодаря бдительным соседкам, к которым мужчины не приходили не то что по ночам, но даже днем. Мы вынуждены были выписать его, чтобы не спровоцировать женский бунт, но выписали с чистой совестью: свои проблемы он решил

Много лет я вела со своими больными ролевой тренинг — специальные психотерапевтические занятия, при которых в игре человек раскрывается, сбрасывает с себя оковы условностей и возвращается ненадолго к детской непосредственности. Только тогда ему удается развить в себе то, чего ему не хватает: агрессивность или умение ждать, ничего не предпринимая, жене ценность или мужественность, умение просить или умение требовать… Список можно продолжить до бесконечности. Кроме того, на ролевом тренинге человек учится общаться со всеми и в любых обстоятельствах, а также действовать в нестандартных ситуациях и разрешить конфликты мирным путем

Кстати, сейчас много организаций проводят различные психологические тренинги, и если этим занимаются хорошие специалисты, результаты получаются иногда просто потрясающие и удивляют порой самих ведущих — настолько меняются поведение и самочувствие прошедших курс людей; в большинстве таких тренингов присутствуют элементы ролевых игр

В основу ролевого тренинга положены элементы актерского мастерства; о некоторых из них, взятых из учения М. Чехова, я уже говорила в главе о психофизиологических упражнениях. К сожалению, я не могу дать вам более сложные упражнения, чем описаны там, потому что этому надо учиться с преподавателем, а не по книге Основной принцип — это свободное, раскрепощенное тело.

Казалось бы, актеры, владеющие сценическим мастерством, легко должны справляться с жизненными трудностями. Но это не так, и связано это, скорее всего, с тем, что на сцене играют по заранее известному сценарию, а в жизни сплошная импровизация, да еще пьеса часто идет не так, как хотелось бы главному действующему лицу, а так, как се «пишут» партнеры. Я вспоминаю одну актрису, которая в нашем тренинге могла великолепно сыграть все: сцену с неверным мужем, конфликт с дочерью — и всюду оказаться в выигрыше. Не удалась ей только одна ситуация: разговор с директором театра — то, что имело для нее огромное значение и действительно ее волновало. У нее не хватило легкости и внутренней свободы, чтобы отнестись к серьезной ситуации несерьезно.

Есть категория людей, которым все дается легко. Они обладают обычно великолепным чувством юмора, а наблюдать их в компании — одно удовольствие: самую простенькую историю они расскажут так, что засмеется даже царевна Несмеяна. Жизнь дня них — во многом действительно игра, они очень любят розыгрыши, и с ними очень весело, если, конечно, вы умеете посмеяться над собой (замечательное качество в нашей жизни). Такую же легкость нужно развить в игре, решая попутно и серьезные задачи.

Бот, например, Люба, скромная и не уверенная в себе девушка, она не умеет постоять за себя, и любой ее может обидеть. Мы разыгрываем сказку. (Что может быть лучше сказки, где Золушка находит Принца, Гадкий Утенок превращается в Прекрасного Лебедя, заколдованная уродина — в красавицу Принцессу, а бабушка может сделать из волка паштет! И нет там ни очередей, ни начальников, ни жилищного вопроса.) Мы ставим «Красную шапочку», и нашей скромнице достается роль Волка. Она пытается зарычать — и тут же сама пугается своего рыка! Но вот представление окончено, и артисты идут в столовую, где Люба в первый раз в жизни умудряется поставить на место хамку буфетчицу. Она счастлива до слез — что-то от Волка в ней все-таки осталось…

Но вы согласитесь со мной, что у многих наших женщин на первый план выходят куда более серьезные вопросы, чем умение постоять за себя в очереди, — их волнует, как стать женственной и привлекательной. Что такое женственная женщина? Вы не задумывались над тем, что квинт эссенцией чувственной женственности являемся в известной мере, чисто внешне, проститутка высокого полета? Это ее профессия — привлекать мужчин, и она привлекает, всеми возможными способами подчеркивая свою сексапильность. Был такой хороший французский фильм «Монахиня», с замечательными актрисами. Анни Жирардо в н«,м играла опытную проститутку, не испытывающую недостатка в клиентах, а вот героиня Брижитт Бардо, ее ученица, недавно сбежавшая из монастыря, куда более юная и красивая, абсолютно не пользовалась успехом… У привлекательной женщины есть свои секреты: в походке, осанке, в положении центра тяжести тела, в умении выгодно подать свои достоинства и сделать незаметными недостатки, а у проститутки все эти качества должны не просто присутствовать, но быть утрированно выраженными. Поэтому иногда очень полезно заставить брошенную женщину представить себя проституткой, не нижегородской, конечно, а с Плас Пигаль… Если она сможет вообразить и сыграть ее жесты, ее походку, то есть вероятность, что в обычной жизни она будет ощущать себя женщиной и держать себя как женщина, а не как бесполое существо, именуемое домохозяйкой. Так через гиперболу мы можем прийти к норме.

Иногда у такой терапии бывают неприятные осложнения. В первую очередь, конечно, для психотерапевта — к начальству идут сигналы о его разлагающем влиянии на моральные устои. Бывает, что женщины заигрываются. Была у меня одна такая пациентка: сначала она попала к нам потому, что он нее уходил муж, а через год — из-за того, что тот же муж измучил ее своей ревностью. Когда в отделение пришли телевизионщики, в том числе несколько молодых парней-телеоператоров, я поняла, что для его ревности были некоторые основания. Сама же женщина явно чувствовала себя намного лучше не в качестве скромной, но порядком надоевшей мужу жены, а в качестве кокетливой женщины, за которой нужен глаз да глаз.

В игре пробуждается и еще одно свойство натуры, необходимое в нашей жизни. Я считаю одной из самых важных характеристик человека способность к поиску, неумение успокаиваться. Есть много ситуаций, из которых мы не видим выхода только потому, что его не ищем. Это как в притче о двух лягушках, попавших в молоко: одна сложила лапки и пошла ко дну, а другая барахталась, сбила масло и выжила. Пока человек ищет, что-то делает — жива надежда. Иногда выход из трудного положения бывает самым парадоксальным, просто непредсказуемым, его никто не может предвидеть заранее, к нему не придешь по проторенной дорожке. В таких ситуациях преимущество имеют люди активные и творческие. Причем под творческими способностями я понимаю умение неординарно смотреть на вещи, видеть их под особым углом зрения, создавать новое буквально из ничего.

Собственно говоря, большинство игр, в которые играют наши дети, — творческие, недаром практически все дети талантливы. Только потом это куда-то все девается… Почему? Наверное, потому, что способности часто остаются невостребованными, талантливые люди неудобны и не вписываются в стереотипы обычной нашей жизни. Творческие люди не могут быть «как все», приходится мимикрировать под «норму», при этом многое теряется. Возможно, и в вас что-то дремлет, может быть, стоит это пробудить?

Я не верю, что человек, обладающий хотя бы средним интеллектом, может быть вовсе бездарен или талантлив только в чем-то одном. Скорее всего, он просто никогда не занимался своим развитием. Если творческие способности есть, то это свойство всего мозга, и проявляются они в совершенно разных областях — например, многие из моих знакомых ученых-мужчин прекрасно готовят. Кстати, почти любая работа, если подойти к ней творчески, может быть интересной и приносить удовлетворение. Многие методы психической регуляции или саморегуляции, такие, как гипноз, медитация, углубленный аутотренинг, имеют и побочный эффект: они действуют на правое полушарие мозга, связанное с творческими способностями, налаживая его работу, и, следовательно, способствуют их проявлению. Развивают их и различные игры.

Что к, давайте проверим, как с этим обстоят дела у нас с вами. Возьмем для примера простейший тест — тест Гилфорда на творческие способности. Сейчас, когда я пишу эти строки, в поле моего зрения находится утюг. Кстати, а что можно сделать при помощи утюга? Сколько способов его использования вы найдете? Гладить при помощи утюга, колоть им орехи, а дальше? Наибольшее количество способов применения этого предмета обихода за минимальный отрезок времени назвали мне молодые ребята-физики из студенческого театра — среди них были и такие экзотические, как использование утюга в качестве электрода и в качестве источника железной руды. Прошло много лет, они окончили университет, но никто из них не обращался ко мне за профес сиональной помощью, и живут они сейчас весьма неплохо, если не сказать — хорошо, гибко приспосабливаясь к непростым обстоятельствам нашей поставленной с ног на голову жизни.

Кстати, игра на основе этого теста — великолепное развлечение в компании. Кто может назвать больше способов применения обыкновенной иголки? часов? Мне иногда очень трудно понять, почему мы отказались от тех игр, например шарад или «поисков спрятанных сокровищ» (помните Джен Эйр?), которые когда-то скрашивали досуг нашим предкам Потому ли, что телевизор или компьютерные игры нам их заменяют? Уверяю вас, наблюдать за викториной по телевидению — это совсем не то, что играть самому, со своей семьей или компанией близких друзей. Много лет подряд мы с друзьями отмечали Новый год, развлекаясь всю ночь напролет разными играми, и, поверьте, это были очень веселые праздники.

Я хочу познакомить вас с одной психологической игрой, в которую можно играть в любое время и в любом составе, это одна из моих самых любимых игр, которая одинаково хорошо подходит и для исправления неправильных установок кризисных пациентов, и просто для домашнего развлечения. Это «дрессировка дельфинов», описанная Карен Прайор в книге «Несущие ветер». Первоначально эта игра предназначалась для «дрессировки» дрессировщиков, но постепенно выяснилось, что это очень увлекательная и заодно познавательная забава. Правила игры достаточно просты: из состава участников выбираются «дельфин» и дрессировщик, человек-«дельфин» выходит из комнаты, а оставшиеся выбирают несложное задание типа: «Попляшите и спойте», «Сядьте на стул верхом». В правилах только одно ограничение: нельзя «заказывать» то, что унижает человеческое достоинство. Когда «дельфин» возвращается, он получает инструкцию расхаживать по комнате как ему вздумается. Каждый шаг в правильном направлении, приближение к нужному месту или предмету поощряется «рыбкой» — свистком или хлопком. Постепенно, шаг за шагом, получая подкрепление после правильных действий, «дельфин» выполняет задание. Говорить что-либо и подсказывать воспрещается.

В этой на первый взгляд несерьезной игре играючи и без всякого напряжения отрабатываются некоторые серьезные вещи Работа «дрессировщика» приучает точно и четко отдавать команды, что особенно важно для учителей и родителей, которые порой незаметно для себя дают детям взаимоисключающие и путаные указания, а потом жалуются на их непослушание. Но особенно благоприятна для исправления мешающих в жизни установок роль «дрессируемого».

Эта роль лучше всего удается раскованным, общительным людям, которые не боятся попасть в смешное положение. Те задания, которые вписываются в систему общепринятого поведения, выполняются обычно легко, а то, что выходит за рамки привычных норм и стереотипов, достигается значительно труднее. Так, например, гораздо легче сесть за стол, чем на этот стол залезть. Как ни странно, высокий интеллект может помешать выполнению задания. Мыслящий человек склонен останавливаться и думать, строя свою концепцию того, чего от него добивается «дрессировщик»; при этом данных у него недостаточно, а новую информацию он, естественно, не получает, так как топчется на месте. Сама постановка задачи заставляет человека, играющего «подопытное животное», двигаться и искать, стимулирует его активность.

Эта игра вскрывает многие психологические особенности характера и личности и, главное, очень ярко и наглядно показывает «дельфину» его недостатки. Что мешает быстрому и правильному решению задачи? Преждевременное прекращение поиска или вообще отказ от него — когда человек, фактически только начав работу, уже сдается и поднимает кверху лапки, вместо того чтобы попробовать еще раз и хоть что-то довести до конца. Склонность к зацикливанию — например, «дельфин» понимает, что надо что-то сделать с данным конкретным стулом, вертит его во все стороны, даже поднимает над головой, а задано ему было посадитьна этот стул человека с другого конца комнаты… Как это напоминает те случаи, когда в жизни мы упираемся рогом, чтобы решить какую-то проблему, — а начать надо немного не с того конца.

Очень хорошо по игровому стилю можно отличить «альтруистов», которые в первую очередь видят в комнате людей, от «технарей», внимание которых направлено в основном на неодушевленные предметы. Естественно, первые лучше ориентируются в реальных человеческих отношениях, чем вторые, которые часто эгоистичны и конфликтны. Типичный пример: девушка-«дельфин» путем проб и ошибок определила то место комнаты, в котором она получала подкрепление Там на стуле сидел молодой человек; она заставила его подняться и в течение часа проделывала различные манипуляции со стулом: садилась на него, вставала, даже пыталась с его помощью залезть на шкаф. Парня же она просто оттолкнула в дальний угол, чтобы не мешал Между тем задание было — сесть на колени к молодому человеку, которого она, кстати, выдавала за своего жениха и поцеловать его! Девушка, как выяснилось, и в жизни не отличалась излишней внимательностью к людям и сердечностью, скорее наоборот.

Кроме того, в игре ярко проявляются комплексы по отношению к противоположному полу, и в игре же можно с наименьшими потерями избавиться от них. Иногда эти страхи проявляются весьма странно: немолодая женщина, не просто замужняя дама, но уже бабушка, двигаясь по комнате, старательно обходит мужчин, не глядя на них, как бы просто их не замечает. Выясняется, что всю жизнь она боялась мужчин, сознавала эту свою слабость и тщательно ее скрывала. Юноша-«дельфин», страдавший психогенной формой импотенции и смертельно боявшийся женщин, в первый раз вообще не смог выполнить задание (потанцевать с одной из участниц тренинга), так как не смог до нее дотронуться. Однако во второй игре он все-таки сумел преодолеть свой страх, дотронулся до женщины и даже взял се на руки. Через год 20-летний Никита пришел ко мне с цветами и со слезной просьбой помочь ему распутать сложный узел, в который превратились его отношения с двумя женщинами: он устал разрываться между старой любовницей и новой молодой возлюбленной, с одной он хотел расстаться, на другой — жениться; теперь он боялся только одного — слез и сцен, которые уже Начались и в куда большем количестве ожидали его впереди. Вспоминая былое, он сказал, что его страх перед женщинами (а вместе с ним, наверное, и импотенция) прошел именно в тот момент, в азарте игры.

Как видите, иногда игра может творить буквально чудеса!

А если серьезно — не забывайте, что лучше всего дела у нас обычно идут тогда, когда мы относимся к ним чуть несерьезно, с элементом игры. Этому есть психологическое объяснение: играя, мы не зацикливаемся на цели, быстрее замечаем разные возможности ее достижения, гибче реагируем на обстановку — на нас не давит важность задачи. Именно в этом секрет успеха некоторых людей (наверняка такие есть и среди ваших знакомых), которые, кажется, просто порхают по жизни, ничего не принимая всерьез, и тем не менее преуспевают там, где сдаются самые упорные и целеустремленные. И еще: играя, не расстаешься с чувством юмора, а это так помогает, даже при самых трудных обстоятельствах!

Так что живите играя — и вам действительно гораздо легче будет жить! И желаю вам успеха в этой сложной игре, называемой Жизнью.





Комментарий к статье