- Принципы психологии.
- Структура современной психологической науки.
- Система методов психологических исследований.
- Психология как наука развивается на основе принципов:
- детерминизма (психика обусловлена образом жизни и изменяется в связи с его изменениями);
- единства сознания и деятельности (сознание образует внутренний план деятельности);
- развития психики в процессе деятельности (психика -продукт и результат активной деятельности личности).
- Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, которые связаны с различными областями практики и находятся на разных ступенях формирования. В качестве основания для классификации отраслей психологии можно выделить следующее аспекты.
- Конкретная деятельность (психология труда, педагогическая психология, инженерная, психология спорта и т.д.).
- Развитие психики. Возрастная психология, сравнительная психология, социальная психология.
- Методы психологии. Все многообразие исследовательских методов можно разделить на 4 основные группы. Методы — пути, приемы научного познания психических явлений и их закономерностей.
- Первая группа методов — организационные:
- сравнительный метод — сопоставление групп по возрастам, деятельности;
- лонгитюдный — многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени;
- комплексный — участвуют представители разных наук.
- Вторая группа методов — эмпирические:
- наблюдение — древнейший метод познания (объективный метод):
- а) житейские наблюдения — носят случайный, неорганизованный характер;
- б) научные наблюдения — необходимое условие: четкий план, целенаправленность, систематичность, объективная фиксация в специальном дневнике;
- в) внешнее (со стороны) — внутреннее (самонаблюдение — интроспекция — гляжу внутрь, субъективный метод);
- г) сплошное — выборочное;
- д) непосредственное (прямое) — опосредованное (косвенное) через документы, аудиозаписи и т.д.;
- е) целенаправленное — случайное;
- ж) свободное — стандартизованное;
- з) включенное (исследователь сам непосредственный участник) — стороннее (не предполагает личного участия);
- и) констатирующее — оценивающее;
- эксперимент — активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт:
- а) лабораторный эксперимент — естественный;
- б) констатирующий;
- в) формирующий (обучающий, воспитывающий).
- наблюдение — древнейший метод познания (объективный метод):
- Психодиагностические методы:
- а) тесты. Первый тест был упомянут в Библии, в Книге судей (полководец Гедеон). В XIX веке тесты для проверки умственных способностей были составлены Ф. Гальтоном. Виды тестов — индивидуальные, групповые, вербальные, действенные, тест-опросник, тест-задание, проективный тест;
- б) опрос — устный, письменный, свободный, стандартизованный;
- в) беседа — прямая, косвенная, устная (интервью), письменная (анкетирование), умение уточнять;
- г) социометрия — выявляет взаимоотношения в коллективе;
- д) метод обобщения независимых характеристик;
- е) анализ продуктов деятельности;
- ж) биографические методы;
- з) близнецовый метод — помогает выявить роль наследственности, среды воспитания в психическом развитии личности.
- Третья группа методов — методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ).
- Четвертая группа методов — интерпретационные: генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.д.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности).
- Первая группа методов — организационные: