Информация по темам «Мозг и психика», «Невероятно, но факт».

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


1. «Мозги с дырками соображают лучше?!»

Французские врачи в растерянности: они не в состоянии объяснить, что происходит со студенткой из Тулона Клодетт Бонне. 19-летняя девушка имеет невероятно высокий показатель интеллекта. В колледже она учится только на «отлично». Между тем редкостная болезнь буквально «проедает» дырки в ее мозгу. Серое вещество девушки изъедено 81 дырой, а оставшаяся ткань мозга у нее твердая, как корка черствого хлеба. Наиболее сильно повреждена лобная часть, которая отвечает за мышление и индивидуальность. По всем показаниям Клодетт должна быть слабоумной, а она фантастически умна и психически нормальна. Клодетт начала писать в 2 года, ее успехи всегда были просто блестящими. Однажды в школе с ней произошел несчастный случай: на уроке физкультуры Клодетт упала и получила легкое сотрясение мозга. Доктора провели исследование и не поверили результатам: ее мозг был так деформирован, что не имел ничего общего со здоровым мозгом. Позднее они сделали биопсию, которая и выявила редкую болезнь. Специалисты в конце концов пришли к выводу, что из-за врожденного дефекта гипофиз Клодетт вырабатывает вещество, которое разъело ее мозг, подобно кислоте. Но никто не в силах объяснить, как ему удалось не только выжить, но и работать на таком высоком уровне. Сама Клодетт говорит, что она совершенно нормальный человек, а если ее мозг не похож на мозги других людей, так это уже их проблема. Ее мозг устраивает ее полностью (1999 г.).

2. «Восставшие из мертвых»

История знает немало случаев, когда оживали, казалось бы, уже умершие люди. Самый известный — с поэтом Петраркой, который ожил за несколько часов до своих похорон, после чего прожил еще 30 лет. В 1964 году произошла история в нью-йоркском морге, когда после первого надреза труп очнулся и вцепился в горло патологоанатома, который тут же скончался от шока.

Еще в начале нынешнего века английские врачи в результате проведенных исследований пришли к выводу, что в одной только Англии ежегодно хоронят заживо до 2,5 тысячи человек. Но только в конце 60-х годов в Лондоне был создан первый аппарат, который мог уловить слабую электрическую активность сердца. При первом же испытании в морге среди трупов была обнаружена живая девушка (1998 г.).

Один мозг — два видения мира

Знаменитый американский биохимик, лауреат Нобелевской премии Альберт Сент-Дьерди высказал глубокую и неожиданную мысль: головной мозг человека вовсе не предназначен для наслаждения чистым мышлением, он вообще не орган мышления, а орган выживания, как клыки или когти. Приспособление к окружающему миру — вот его главная роль. Доля истины в этом есть. Наиболее отчетливо это видно на ранних этапах жизни. О чем, к примеру, может «думать» плод? Его единственная, всепоглощающая «забота» — лучше приноровиться к условиям среды, выжить. Было установлено, что формирование мозга начинается на четвертой неделе внутриутробного развития. Образование специфических связей между нервными клетками — создание материальной основы интеллекта — происходит у зародыша человека задолго до родов. У 6-7-месячного плода кора мозга способна уже к активной обработке информации. Американские исследователи обратили внимание на то, что с первого дня самостоятельной жизни ребенок реагирует на внешнюю среду так, будто кое-какой опыт знакомства с миром у него уже есть. Остается предположить, что он начинает учиться до рождения. Находясь в материнской утробе, он гораздо лучше слышит шумы внутренних органов матери, ее голос и удары сердца, чем внешние звуки, например, голос отца. Огромный и пока малоис-пользуемый потенциал таится, в частности, в полушар-ной асимметрии головного мозга. Вклад каждого полушария в общую работу мозга выяснил нейрофизиолог Роджер Сперри, в 1981 году за это ему была присуждена Нобелевская премия. Левое полушарие ведает речью, письмом, счетом, памятью на слова, логическими рассуждениями; правое — воспринимает пространственные отношения, обладает музыкальным слухом, опознает целое по частям, оно исключительно конкретно и действует только в реальном времени. Журналист К. Левитин в двух придуманных диалогах ярко обрисовал разность видения мира «левополушарным» и «правополушар-ным» человеком. О левом: «.. .Уж очень он любит поговорить! Хлебом не корми. Начнет — не остановится. Шепотом ему скажешь — расслышит. И притом глух, как тетеря. Дождь идет, вода плещется, собака лает, часы бьют -для него это все одно. Плач, смех, кукареканье — просто шум, помехи. Включили радио: она говорит, сначала угрожает, потом умоляет, в ответ ей он сначала возмущается, а под конец смягчается. Жалеет. Но наш-то пропускает все это мимо ушей. Ему, видите ли, важно понять, о чем идет речь, подавай смысл слова. О музыке молчу, спеть ничего не может, «Дубинушку» от «Аве, Мария» не отличает. Но судить берется обо всем. «Это, — говорит, — камерное произведение, а это — романс старинный». О правом: «…Всегда мрачен, огорчен, эмоционально подавлен — это он, умеющий воспринимать жизнь сразу, всем своим существом. Там, где я, напрягая умственные силы, тысячу раз проверяя себя, нахожу, наконец, решение, он делает это шутя, в мгновение ока. Выбраться из леса для него — пустяк, он и не рассуждает вовсе, едва ли знает даже, на север или на запад надо идти, он просто смотрит на какие-то полянки и с уверенностью утверждает: «Тут мы шли». Честно говоря, он не слишком способен к языкам, да и на своем родном говорит почти что из-под палки. В тех бессмысленных, не несущих никакой разумной информации звуках, что всегда можно услышать вокруг, он различает свои «языки» — что-то говорят петух и стенные часы. Он выделяет из какофонии отдельные голоса, но чуть более сложная фраза на родном языке приводит его в недоумение. Его стихия -музыка. Не ритм, а сама мелодия».

Такая специализация полушарий головного мозга позволяет человеку рассматривать мир как бы с двух разных позиций, познавать объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее моментальным охватом целого.





Комментарий к статье