Восприятие

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Изучая тему, необходимо раскрыть следующие положения:

1. Важно с самого начала раскрыть сущность процесса восприятия и его отличие от ощущения. Ощущения отражают только отдельные качества предметов и явлений. Восприятия дают человеку образ всего предмета, всего явления в целом, в многообразии его свойств и качеств.

Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним мы получаем не только через ощущения, но и через восприятия. Ощущение и восприятие — звенья единого процесса, чувственного познания. Они взаимосвязаны, но каждое имеет свои отличия.

Ощущение

Восприятие

1.

Отражает отдельные свойства предметов и явлений.

1.

Отражает совокупность свойств (предмет в целом).

2.

Простая форма отражения.

2.

Более высокая форма отражения.

Физиологическая основа

3.

Работа одного анализатора (раздражитель один).

3.

Межанализаторные, внутрианализаторные связи (сложные системы нервных связей).

Процесс образования

4.

Работают первичные корковые поля — дают ощущения.

4.

Подключаются вторичные корковые поля — объединяют в единый целостный образ, идет

осмысление. Сознание — главное отличие.

2. Обратить внимание на то, что составной частью восприятия являются движения (глаз, головы) и называние предметов и явлений (словесное обозначение). Можно провести мини-исследование. Посмотрите, я показываю вам предметы (например, книгу и ручку). Сможете ли вы через определенное время показать книгу? Учащиеся говорят, что смогут. А вы в этом уверены? Что было только что сделано? Были показаны предметы. А что не было сделано? Они не были названы. Какой надо сделать вывод? Предмет надо не только показать, но и назвать, что есть что. Без называния человек не ориентировался бы в предметах и явлениях.

3. В реальной действительности все свойства материи существуют только в предметах и неотделимы от них. Поэтому каждое наше ощущение мы соотносим с предметом, его вызвавшим.

4. Образ предмета, возникающий в сознании человека при восприятии, включает в себя, кроме отражения отдельных его свойств, прошлый опыт человека. Прошлый опыт — апперцепция — знания о данном предмете, отношение к нему. Полнота и точность восприятия, протекание самого процесса чувственного познания зависят от состояния личности, от особенностей характера, внимания и мышления. Следует остановиться на том, что мы называем предвзятым мнением.

С точки зрения психологии, это предопределенность восприятия человека. Часто мы имеем уже определенное отношение к воспринимаемому, сложившееся на основании мнения других людей, и это определяет наше восприятие.

5. Одним из основных свойств восприятия является его целостность. Восприятие надо рассматривать как процесс, в ходе которого образ воспринимаемого человеком предмета становится более отчетливым, полным и расчлененным. Два вида восприятия — восприятие как реакция схватывания и как реакция детального видения, в сущности, не виды восприятия, а начало и дальнейшее развитие процесса восприятия. Отражение предмета, не расчлененное в начале восприятия путем анализа, выделения отдельных частей в целом, установления связей между ними, становится в дальнейшем ходе восприятия полным и точным отражением целого.

6. Развитие восприятия тесно связано с развитием мышления. Мышление в процессе восприятия придает ему осмысленный характер. Осмысленность и обобщенность являются свойствами восприятия человека.

7. Избирательный характер восприятия обусловлен свойствами самого объекта (окраской, четкостью контура), условиями, в которых происходит восприятие, личностью воспринимающего человека — его направленностью, интересами, опытом, задачей, стоящей перед ним в момент восприятия.

8. Восприятие времени и пространства надо рассматривать в связи с общими закономерностями этого процесса. Восприятие пространства осуществляется в первую очередь в движении и передвижении в пространстве.

Жизненная практика является первостепенным условием для развития времени. Временные отрезки, заполненные интересной, эмоционально насыщенной деятельностью, недооцениваются, а время, связанное со скукой или ожиданием, переоценивается.

Мы знаем: время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его. Бывают у него застои, А иногда оно течет —

Ненагруженное, пустое, Часов и дней напрасный счет.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

С. Маршак

Время «выстраивает» личность. Исчезает время — распадается связь времени — распадается личность. «Я» -это всегда синтез: «Я» вчерашний, «Я» сегодняшний, «Я» завтрашний.

9. Важным в этой связи является вопрос о наблюдении и развитии наблюдательности как свойства личности. Восприятие всегда связано с деятельностью человека и включено в нее, оно становится целенаправленной деятельностью — наблюдением.

В итоге систематически проводимых наблюдений у учащихся формируется такая важная черта личности, как наблюдательность — умение по внешним признакам судить о том, что скрыто от непосредственного восприятия (например, по выражению лица, интонации голоса судить о внутреннем состоянии человека).

Наблюдательность есть основа такого морального качества, как чуткость. Вопрос о наблюдении и наблюдательности имеет большое воспитательное значение. Умение наблюдать, наблюдательность — необходимое качество личности учителя.

Наблюдать — значит не просто смотреть, а рассматривать, не просто слушать, а вслушиваться, прислушиваться, не просто нюхать, а принюхиваться. Это очень точно отражено в народных пословицах и поговорках:

«И глядит, да не видит».

«Зряч, да не зорок».

«У меня на это уши заложены».

К.Д. Ушинский писал: «Надо обязательно формировать у детей умение зорко наблюдать, правильно сводить наблюдение в одну мысль и верно выражать эту мысль словами».

Упражнение. Давайте представим, что группа экскурсантов в ботаническом саду рассматривает редкую розу. В группе — агроном, работник парфюмерной фабрики, художник, учитель. На что каждый обратит внимание, о чем подумает при восприятии розы? Восприятие зависит от прошлого опыта, интересов, чувств, профессиональной деятельности, то есть от особенностей личности, а это и есть апперцепция.

Виды восприятия:

1. От особенностей воспринимаемого объекта: восприятие предметов, восприятие речи или музыки, восприятие человека человеком.

2. От преобладающей роли анализатора: зрительное, слуховое, вкусовое и т.д. восприятие.

3. По степени целенаправленности: преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) восприятие.

4. По формам существования материи:

  • а) восприятие времени — длительность протекания, скорость протекания и последовательности протекания явлений действительности;
  • б) восприятие движения — изменение положения объекта в пространстве и во времени (т.е. направление и скорость);
  • в) восприятие пространства — форма предмета, его глубина, величина (протяженность) и удаленность от субъекта), направление, в котором находится объект.

Типы людей по восприятию:

1. Синтетический тип — обобщенное отражение, определение основного смысла: не придают значения деталям и не любят вдаваться в них. Обучение учащихся должно идти от общего к частному, правило — пример.

2. Аналитический тип — стремление выделить и проанализировать детали: скрупулезно вникают во все обстоятельства, подробности. Нередко затрудняются понять основной смысл. Обучение учащихся должно идти от частного к общему, примеры — правило.

3. Аналитико-синтетический тип — в равной степени понимают и основное, и детали. Соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов — с их объяснением.

4. Эмоциональный тип — характеризуется стремлением не столько выделелить сущности явления и его частностей, сколько выразить свои переживания, вызванные этим явлением. Восприятия таких людей путанны, неорганизованны. У них обнаруживается повышенная эмоциональная реакция на самые разнообразные раздражители. Предметное отражение окружающей действительности они подменяют излишним вниманием к своим переживаниям. В повседневной деятельности учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности восприятия учащихся. В процессе обучения и воспитания встает чрезвычайно важная задача — формировать у школьников умение наиболее объективно отражать окружающий мир.





Комментарий к статье