Изучая тему, необходимо раскрыть следующие положения:
1. Важно с самого начала раскрыть сущность процесса восприятия и его отличие от ощущения. Ощущения отражают только отдельные качества предметов и явлений. Восприятия дают человеку образ всего предмета, всего явления в целом, в многообразии его свойств и качеств.
Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним мы получаем не только через ощущения, но и через восприятия. Ощущение и восприятие — звенья единого процесса, чувственного познания. Они взаимосвязаны, но каждое имеет свои отличия.
Ощущение |
Восприятие |
||
1. |
Отражает отдельные свойства предметов и явлений. |
1. |
Отражает совокупность свойств (предмет в целом). |
2. |
Простая форма отражения. |
2. |
Более высокая форма отражения. |
3. |
Работа одного анализатора (раздражитель один). |
3. |
Межанализаторные, внутрианализаторные связи (сложные системы нервных связей). |
Процесс образования |
|||
4. |
Работают первичные корковые поля — дают ощущения. |
4. |
Подключаются вторичные корковые поля — объединяют в единый целостный образ, идет осмысление. Сознание — главное отличие. |
2. Обратить внимание на то, что составной частью восприятия являются движения (глаз, головы) и называние предметов и явлений (словесное обозначение). Можно провести мини-исследование. Посмотрите, я показываю вам предметы (например, книгу и ручку). Сможете ли вы через определенное время показать книгу? Учащиеся говорят, что смогут. А вы в этом уверены? Что было только что сделано? Были показаны предметы. А что не было сделано? Они не были названы. Какой надо сделать вывод? Предмет надо не только показать, но и назвать, что есть что. Без называния человек не ориентировался бы в предметах и явлениях.
3. В реальной действительности все свойства материи существуют только в предметах и неотделимы от них. Поэтому каждое наше ощущение мы соотносим с предметом, его вызвавшим.
4. Образ предмета, возникающий в сознании человека при восприятии, включает в себя, кроме отражения отдельных его свойств, прошлый опыт человека. Прошлый опыт — апперцепция — знания о данном предмете, отношение к нему. Полнота и точность восприятия, протекание самого процесса чувственного познания зависят от состояния личности, от особенностей характера, внимания и мышления. Следует остановиться на том, что мы называем предвзятым мнением.
С точки зрения психологии, это предопределенность восприятия человека. Часто мы имеем уже определенное отношение к воспринимаемому, сложившееся на основании мнения других людей, и это определяет наше восприятие.
5. Одним из основных свойств восприятия является его целостность. Восприятие надо рассматривать как процесс, в ходе которого образ воспринимаемого человеком предмета становится более отчетливым, полным и расчлененным. Два вида восприятия — восприятие как реакция схватывания и как реакция детального видения, в сущности, не виды восприятия, а начало и дальнейшее развитие процесса восприятия. Отражение предмета, не расчлененное в начале восприятия путем анализа, выделения отдельных частей в целом, установления связей между ними, становится в дальнейшем ходе восприятия полным и точным отражением целого.
6. Развитие восприятия тесно связано с развитием мышления. Мышление в процессе восприятия придает ему осмысленный характер. Осмысленность и обобщенность являются свойствами восприятия человека.
7. Избирательный характер восприятия обусловлен свойствами самого объекта (окраской, четкостью контура), условиями, в которых происходит восприятие, личностью воспринимающего человека — его направленностью, интересами, опытом, задачей, стоящей перед ним в момент восприятия.
8. Восприятие времени и пространства надо рассматривать в связи с общими закономерностями этого процесса. Восприятие пространства осуществляется в первую очередь в движении и передвижении в пространстве.
Жизненная практика является первостепенным условием для развития времени. Временные отрезки, заполненные интересной, эмоционально насыщенной деятельностью, недооцениваются, а время, связанное со скукой или ожиданием, переоценивается.
Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его. Бывают у него застои, А иногда оно течет —
Ненагруженное, пустое, Часов и дней напрасный счет.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
С. Маршак
Время «выстраивает» личность. Исчезает время — распадается связь времени — распадается личность. «Я» -это всегда синтез: «Я» вчерашний, «Я» сегодняшний, «Я» завтрашний.
9. Важным в этой связи является вопрос о наблюдении и развитии наблюдательности как свойства личности. Восприятие всегда связано с деятельностью человека и включено в нее, оно становится целенаправленной деятельностью — наблюдением.
В итоге систематически проводимых наблюдений у учащихся формируется такая важная черта личности, как наблюдательность — умение по внешним признакам судить о том, что скрыто от непосредственного восприятия (например, по выражению лица, интонации голоса судить о внутреннем состоянии человека).
Наблюдательность есть основа такого морального качества, как чуткость. Вопрос о наблюдении и наблюдательности имеет большое воспитательное значение. Умение наблюдать, наблюдательность — необходимое качество личности учителя.
Наблюдать — значит не просто смотреть, а рассматривать, не просто слушать, а вслушиваться, прислушиваться, не просто нюхать, а принюхиваться. Это очень точно отражено в народных пословицах и поговорках:
«И глядит, да не видит».
«Зряч, да не зорок».
«У меня на это уши заложены».
К.Д. Ушинский писал: «Надо обязательно формировать у детей умение зорко наблюдать, правильно сводить наблюдение в одну мысль и верно выражать эту мысль словами».
Упражнение. Давайте представим, что группа экскурсантов в ботаническом саду рассматривает редкую розу. В группе — агроном, работник парфюмерной фабрики, художник, учитель. На что каждый обратит внимание, о чем подумает при восприятии розы? Восприятие зависит от прошлого опыта, интересов, чувств, профессиональной деятельности, то есть от особенностей личности, а это и есть апперцепция.
Виды восприятия:
1. От особенностей воспринимаемого объекта: восприятие предметов, восприятие речи или музыки, восприятие человека человеком.
2. От преобладающей роли анализатора: зрительное, слуховое, вкусовое и т.д. восприятие.
3. По степени целенаправленности: преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) восприятие.
4. По формам существования материи:
- а) восприятие времени — длительность протекания, скорость протекания и последовательности протекания явлений действительности;
- б) восприятие движения — изменение положения объекта в пространстве и во времени (т.е. направление и скорость);
- в) восприятие пространства — форма предмета, его глубина, величина (протяженность) и удаленность от субъекта), направление, в котором находится объект.
Типы людей по восприятию:
1. Синтетический тип — обобщенное отражение, определение основного смысла: не придают значения деталям и не любят вдаваться в них. Обучение учащихся должно идти от общего к частному, правило — пример.
2. Аналитический тип — стремление выделить и проанализировать детали: скрупулезно вникают во все обстоятельства, подробности. Нередко затрудняются понять основной смысл. Обучение учащихся должно идти от частного к общему, примеры — правило.
3. Аналитико-синтетический тип — в равной степени понимают и основное, и детали. Соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов — с их объяснением.
4. Эмоциональный тип — характеризуется стремлением не столько выделелить сущности явления и его частностей, сколько выразить свои переживания, вызванные этим явлением. Восприятия таких людей путанны, неорганизованны. У них обнаруживается повышенная эмоциональная реакция на самые разнообразные раздражители. Предметное отражение окружающей действительности они подменяют излишним вниманием к своим переживаниям. В повседневной деятельности учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности восприятия учащихся. В процессе обучения и воспитания встает чрезвычайно важная задача — формировать у школьников умение наиболее объективно отражать окружающий мир.