Психология как наука

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


При изучении этой темы следует обратить особое внимание на следующие положения:

  1. Понимание сущности психики как отражение окружающей человека действительности. Раскрывая сущность процесса отражения, надо обратить внимание на следующие его черты:
    • а) отражение есть процесс познания человеком объективно существующего мира. Познавательная деятельность человека происходит в том случае, когда объект находится в действительности. Несуществующие предметы, явления человек познать не может. Важно обратить внимание на путь познания: переход от чувственного к логическому познанию, от ощущения и восприятия к мышлению;
    • б) познание мира происходит только в деятельности. Активно воздействуя на окружающие предметы и явления, человек познает их свойства и существующие между ними связи. В учебной и трудовой деятельности человек уточняет и обогащает свои знания о предметах и явлениях;
    • в) правильность отражения действительности определяется и проверяется общественно-исторической и личной практикой людей. Если знания человека соответствуют действительности, то в процессе деятельности он получает ожидаемый результат. Ошибочность знаний тоже обнаруживается на практике;
    • г) отражательная деятельность человека представляет собой единство объективного и субъективного. Отражение человеком действительности объективно по своему содержанию, так как человек познает предметы и явления, существующие объективно, независимо от нашего сознания. В то же время отражение субъективно, потому что отражает действительность конкретный человек, со всеми особенностями и своеобразием личности.
  2. Предмет изучения психологии. В процессе становления психологии как науки существенно менялось представление о предмете ее изучения. На ранней стадии развития общества предметом психологии считалась душа. В XVII веке предметом психологии стало явление сознания, в XX веке — поведение (с английского — бихевиоризм). В настоящее время предметом психологии стала психика.
  3. Важно показать принципиально различное понимание природы психического материалистами и идеалистами. Идеалисты говорили о первичности, духовности психического, что психика не зависит от материи, а значит, психику познать нельзя. Материалисты говорили, что психика — порождение материи и ее можно познать.
  4. Говоря о значении психологии, необходимо объяснить, что задача психологии заключается в том, чтобы вскрыть закономерности психической деятельности, так как, только зная их, мы сможем управлять психической деятельностью, создавать условия, необходимые для ее развития.

Знание психологии — основа подготовки квалифицированного педагога. На основе знаний о мыслительной деятельности ребенка, его памяти, внимании, о психологической природе учения строятся дидактика, частные методики обучения отдельным учебным дисциплинам. Поведение человека с нормальной психикой всегда обусловлено воздействиями объективного мира. Отражая внешний мир, человек не только познает законы развития природы и общества, но и оказывает на них определенное воздействие, чтобы приспособить окружающий мир к удовлетворению своих материальных и духовных потребностей.

В процессе развития и формирования ребенка как члена общества, как личности многообразные психические проявления, взаимодействуя между собой, постепенно превращаются в относительно устойчивые психические образования, сознательно регулируемые действия, которые ребенок направляет на разрешение встающих перед ним жизненно важных задач. Следовательно, все психические проявления человека обусловлены и деятельностью как общественного существа, как личности.

Психическая деятельность есть функция нормально работающего человеческого мозга. Психика — это свойство мозга, проявляющееся в идеальном отражении окружающего мира. Мозг — это орган психики.

За последние годы значительно возрос интерес к изучению психологии. Знание психологии поможет будущему учителю более глубоко понять социальную сущность педагогической деятельности. Это обязывает, кроме глубокого овладения знаниями предмета, научиться разбираться в возрастных и индивидуальных особенностях психической деятельности учащихся, делать правильные педагогические выводы.

Природа наделила человека удивительными особенностями. Он может воспринимать окружающий мир, обладает речью, может радоваться, огорчаться и т.д.

Все это — ощущения, восприятие, память, мышление, речь, воображение, проявление эмоций и чувств, темперамента, воли, характера — явления человеческой психики. Сущность психики — познание (отражение) окружающего мира.

Черты познания:

  • — познаем только объективно существующий мир;
  • — познание происходит только в деятельности;
  • — правильность познания проверяем на практике;
  • — познание есть единство объективного и субъективного (зависящего и не зависящего от человека) отражения окружающего мира.

Психика проявляется через следующие формы:

  • — Психические процессы — отдельные виды или формы психической деятельности:
    • а) познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение);
    • б) волевые процессы;
    • в) эмоциональные процессы:
      • Психические свойства — наиболее устойчивые, существенные особенности человека (характер, темперамент, способности).
      • Психические состояния — особая характеристика психической деятельности человека за некоторый период времени.

2. Понятие о психологии.

В процессе становления психологии как науки существенно менялись представления о предмете ее исследования.

  • 1 этап — предметом изучения психологии считалась душа. Такое определение психологии было дано более трех тысяч лет назад. С греческого «психология» переводится как наука о душе. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Первое систематическое изучение психологии начал Аристотель, написав трактат «Наука о душе».
  • 2 этап — в XVII веке в связи с развитием естественных наук предметом изучения психологии стали считать явления сознания. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основными методами изучения считались наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
  • 3 этап — в XX веке предметом психологии стали считать поведение человека. Данную идею выдвинули Э. Торндайк, Д. Уотсон, 3. Фрейд. Задача психологии — наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть: поведение, поступки, реакцию человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались. Бихевиоризм (английское) — поведение.
  • 4 этап — в настоящее время предметом изучения психологии считается психика, изучение закономерностей проявления и развития психики как специфической формы отражения действительности.

Психология — наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Поскольку психика проявляется в поведении и деятельности человека, то они выступают как основные объекты психологии. Основоположник русской психологии и физиологии — И.М. Сеченов.

Три различные трактовки сущности психики:

  • идеализм,
  • материализм,
  • диалектический материализм.

В древности человек обратил внимание на то, что существуют явления вещественные (природа, люди, предметы) и невещественные (образы людей, предметов, воспоминания о них, переживания), таинственные, подчас труднообъяснимые. Не имея возможности понять эти загадочные явления, раскрыть их природу и причины возникновения, люди стали считать их существующими самостоятельно, независимо от окружающего реального мира. Так возникло представление о теле и душе, материи и психике как самостоятельных началах.

Позднее возникли противоположные философские течения.

  1. Идеализм — V век до н.э., Платон.
    1. Первичность — духовность психического.
    2. Независимость психики от материи.
    3. Непознаваемость психики.
    4. Невозможность объективного познания внутреннего мира человека.
  2. Материализм — Демокрит, Аристотель.
    1. Вещественный мир существует вечно.
    2. Психика — порождение материи, познаваема.
  3. Диалектический материализм — учение о непрерывном, закономерном изменении и развитии материального мира, переходе его из одного качественного состояния в другое. Психика является результатом длительного развития материи и возникла на стадии появления живых существ — животных и человека.

Психика — особое свойство, особым образом организованной материи (нервная система, головной мозг), заключающееся в способности этой материи отражать окружающий мир.

Психика реальна, но не материальна. По происхождению психика — продукт работы мозга, по содержанию -отражает внешний мир.

Виды отражения:

  1. Пассивное, мертво-зеркальное.
  2. Психическое — активный процесс взаимодействия человека с окружающим миром.

Психическая деятельность человека связана с активностью как первой (общей с животными), так и второй сигнальной системы. Особое значение имеет вторая сигнальная система. Благодаря ей человек может взвешивать все условия, согласовывать свои действия с нравственными принципами и принимать разумное решение. Вторая сигнальная система лежит в основе волевой деятельности человека, обеспечивающей регуляцию его поведения и социального действия как члена общества. С овладением языком значительно расширяется сфера общения ребенка с внешним миром, а в связи с этим существенно перестраивается и вся структура его психической деятельности. Она приобретает анализирующий, абстрагирующий, обобщающий, сознательный и целенаправленный характер.





Комментарий к статье