Состояние, структура и методы современной психологии

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


  • Принципы психологии.
  • Структура современной психологической науки.
  • Система методов психологических исследований.
  1. Психология как наука развивается на основе принципов:
    • детерминизма (психика обусловлена образом жизни и изменяется в связи с его изменениями);
    • единства сознания и деятельности (сознание образует внутренний план деятельности);
    • развития психики в процессе деятельности (психика -продукт и результат активной деятельности личности).
  2. Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, которые связаны с различными областями практики и находятся на разных ступенях формирования. В качестве основания для классификации отраслей психологии можно выделить следующее аспекты.
    • Конкретная деятельность (психология труда, педагогическая психология, инженерная, психология спорта и т.д.).
    • Развитие психики. Возрастная психология, сравнительная психология, социальная психология.
  3. Методы психологии. Все многообразие исследовательских методов можно разделить на 4 основные группы. Методы — пути, приемы научного познания психических явлений и их закономерностей.
    • Первая группа методов — организационные:
      • сравнительный метод — сопоставление групп по возрастам, деятельности;
      • лонгитюдный — многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени;
      • комплексный — участвуют представители разных наук.
    • Вторая группа методов — эмпирические:
      • наблюдение — древнейший метод познания (объективный метод):
        • а) житейские наблюдения — носят случайный, неорганизованный характер;
        • б) научные наблюдения — необходимое условие: четкий план, целенаправленность, систематичность, объективная фиксация в специальном дневнике;
        • в) внешнее (со стороны) — внутреннее (самонаблюдение — интроспекция — гляжу внутрь, субъективный метод);
        • г) сплошное — выборочное;
        • д) непосредственное (прямое) — опосредованное (косвенное) через документы, аудиозаписи и т.д.;
        • е) целенаправленное — случайное;
        • ж) свободное — стандартизованное;
        • з) включенное (исследователь сам непосредственный участник) — стороннее (не предполагает личного участия);
        • и) констатирующее — оценивающее;
      • эксперимент — активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт:
        • а) лабораторный эксперимент — естественный;
        • б) констатирующий;
        • в) формирующий (обучающий, воспитывающий).
    • Психодиагностические методы:
      • а) тесты. Первый тест был упомянут в Библии, в Книге судей (полководец Гедеон). В XIX веке тесты для проверки умственных способностей были составлены Ф. Гальтоном. Виды тестов — индивидуальные, групповые, вербальные, действенные, тест-опросник, тест-задание, проективный тест;
      • б) опрос — устный, письменный, свободный, стандартизованный;
      • в) беседа — прямая, косвенная, устная (интервью), письменная (анкетирование), умение уточнять;
      • г) социометрия — выявляет взаимоотношения в коллективе;
      • д) метод обобщения независимых характеристик;
      • е) анализ продуктов деятельности;
      • ж) биографические методы;
      • з) близнецовый метод — помогает выявить роль наследственности, среды воспитания в психическом развитии личности.
    • Третья группа методов — методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ).
    • Четвертая группа методов — интерпретационные: генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.д.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности).




Комментарий к статье