Консультирование Светы К. (пример взят из статьи Т. Ю. Андрущенко (1998))
Света К. — ученица 11 -го класса, 16 лет — обратилась к психологу после того, как ее мама была приглашена в школу классным руководителем по поводу участившихся удочери пропусков уроков.
Света выросла в полной, материально обеспеченной семье. Кроме нее в семье есть второй ребенок, брат-семиклассник. Долгое время, пока дочь не подросла, семья считалась внешне благополучной. В то же время на протяжении длительного времени в семье существует конфликт между родителями. Жена буквально ненавидит мужа, считает его «рохлей», «недотепой», не умеющим жить. Дочь занимает позицию защиты, поддерживает отца, вследствие этого со стороны матери происходит отвержение супруга через ребенка.
Конфликт между матерью и дочерью достиг такой глубины, что дочь стала чувствовать себя очень несчастной, стали проявляться чувства собственной никчемности, самоуничижения, аутоагрессии. Как призналась Света, у нее временами возникают мысли: «Я не хочу больше жить. В этой жизни кругом ложь, грязные деньги, грязные отношения между людьми в семьях, прикрывающихся внешним благополучием».
В школе у Светы дела обстоят достаточно благополучно. Она успешно учится, пишет стихи (хорошо поет, играет на гитаре), статус в классе устойчиво высокий. С учителями ровные деловые отношения, со сверстниками дружна, всегда готова помочь тому, кто нуждается в помощи. Особенно теплые и значимые для нее отношения сложились с двумя одноклассницами, классным руководителем — мужчиной, который один воспитывает маленького сына.
В ходе первой встречи в рамках клинической консультативной беседы психолог продемонстрировал девушке свое эмоциональное принятие, сочувствие. Доброжелательность и участие психолога способствовали тому, что девушка с готовностью согласилась на следующую встречу. По итогам бесед со Светой и ее мамой была собрана информация об актуальной ситуации, в которой оказался подросток.
Можно было констатировать наличие у девушки острого переживания сложившегося семейного конфликта. Острота переживаний оказалась достаточно сильной, чтобы повлечь изменение ряда отношений и поведения Светы. Изменилось отношение ко многим сторонам действительности, наблюдается некоторое сужение сознания, фиксируется переживание на конфликтогенном факторе, что привело к снижению самопринятия, кризису идентичности. Ситуация еще больше усугубилась за счет появления таких защитных форм поведения, как уход от учебной деятельности; различного рода протесты; агрессия, направленная не только на мать, но и на других людей.
Данный анализ развития ситуации, в которой оказалась Светлана, позволил определить задачи консультативной работы:
— купировать остроту переживаний по поводу создавшейся социальной ситуации развития девушки;
— повысить уровень самопринятия девушки за счет усиления ее групповой идентификации (со сверстниками, в системе дружеских и интимно-дружеских отношений);
— изменить отношение к конфликту, показать некоторые пути его разрешения.
Далее остановимся на встречах со Светой, в ходе которых в Рамках психодиагностической и психотерапевтической работырешались поставленные задачи. В изложении материала разведем эти два плана работы.
На второй встрече была использована графическая беседа «Мой круг общения» (см. пункт 3.2.8). При совместном выполнении данной процедуры психологом и подростком был определен круг и характер взаимодействия Светы с окружающими ее сверстниками и взрослыми.
Было выявлено, что наиболее негативные, остро переживаемые отношения у девушки с матерью: «Мама меня не понимает, требует, кричит, а сама всем нам врет, думая, что я ничего не понимаю». В то же время можно отметить, что в целом круг общения Светы достаточно благополучен за счет школьных контактов. Теплые отношения у девушки сложились в школе со сверстниками и учителями (за исключением учителя иностранного языка), вне школы друзей немного.