Обделенный лаской ребенок не может похвастаться таким же оптимистичным соотношением позитивных и негативных воспоминаний, как ребенок, получивший достаточно эмоциональной поддержки, поэтому в первом случае процесс интеграции представляется очень пугающим. Ребенка пугает то, что в результате интеграции «поощряющий» и «отталкивающий» образы родителя сливаются в одном человеке. Я снова обращусь к истории Карла, певца и композитора, чтобы проиллюстрировать проблему интеграции в сознании обделенного ребенка. Карл помнит свое детство как бесконечную череду огорчений и разочарований. Мать часто запиралась у себя в комнате, и Карл оставался с няней, которой он был совершено безразличен. Он умолял мать впустить его в комнату, где она обычно работала, но раз за разом получал отказ. Единственным способом обратить на себя внимание матери была болезнь, и он умудрялся выдумывать все новые и новые недуги, изо всех сил стараясь заслужить ее внимание. Из года в год его недовольство росло, и Карл, подобно тысячам других обделенных любовью детей, не мог интегрировать два разных образа матери в одно целое, потому что расстраивающих воспоминаний было во сто крат больше, чем утешительных.
Карлу не удавалось интегрировать оба аспекта материнской личности в единый образ, потому что его ужасало столкновение с действительностью, в которой он по-прежнему был во всем зависим от матери, отвечающей отказом почти на любые его пожелания. Он так и продолжал воспринимать мать как двух отдельных людей, уже давно переступив ту возрастную границу, когда интеграция должна была бы успешно завершиться. Такое расщепление позволяло ему большую часть времени прятаться от сокрушительной действительности, в которой его мать отвергала его и отказывала в удовлетворении естественных потребностей развивающейся личности. Попытка интегрировать огромный объем расстраивающих воспоминаний с крайне редкими воспоминаниями о радостных моментах была бы для Карла столь же непосильной задачей, как, например, спрятать слона за мышью. Карлу не приходилось расщеплять личность своего отца на «хорошего» и «плохого», потому что его ранние детские потребности были со всей интенсивностью направлены именно на мать. Как уже говорилось, отец разочаровал Карла своей неискренностью и эмоциональной холодностью. В качестве моральной защиты Карл пытался использовать рационализацию такого стиля отцовского поведения, считая, что отец просто таким образом пытается воспитать в нем «настоящего» мужчину. Каждый из родителей непреднамеренно нанес ему ту же самую травму, от которой пострадал в детстве сам.
Расщепление является продолжением инфантильного видения матери как двух отдельных людей и в каком-то смысле может считаться признаком психической незрелости. Но расщепление -это не просто незрелость, это активный процесс, требующий затрат энергии, бдительности и настороженности. Механизм защитного расщепления работает как сложная психологическая компьютерная программа, безостановочно удерживая ребенка от воспоминаний обо всех тех обидах, которые ему довелось пережить. Расщепление не только изолирует один образ матери от другого во внутреннем мире ребенка, но и хранит восприятие ребенком самого себя в двух разных образах (хороший Я — плохой Я). То есть, когда мать добра с ним, ребенок ощущает себя хорошим, и плохому Я вход в сознание заблокирован. Если же, наоборот, мать ведет себя резко, отталкивающе или же она недоступна, ребенок начинает ощущать себя недостойным ее любви, злым и плохим, и теперь уже все хорошие воспоминания вытесняются из сознания. Очень интересным свойством защиты-расщепления является неспособность воспоминаний о любви и поддержке изменять, подавлять или еще каким-либо другим образом влиять на интенсивность ненависти к себе в состоянии «плохого» Я. Раскол между двумя частичными Я становится причиной того, что во взрослом возрасте люди, использующие этот механизм защиты, ведут себя непредсказуемо как по отношению к себе, так и по отношению к окружающим.
Эти две «полуличности» похожи на двух дирижеров, пытающихся руководить одним оркестром. Когда партию ведет дирижер А., оркестр играет Гершвина. И вдруг на сцену выскакивает дирижер Б., отталкивает дирижера А. и начинает исполнять Баха. Во время «правления» одной «полуличности» сознание не подозревает о существовании другой. Поведение Карла во время сеансов психотерапии — яркое свидетельство раскола между этими половинками Я. Большую часть времени Карл считал себя ничтожеством. Но иногда, когда его хрупкое «хорошее» Я вырывалось наружу, он чувствовал себя уверенным и жизнерадостным, и его в нынешний момент подавленное «плохое» Я никак себя не проявляло. Карлу, как и многим его братьям по несчастью, присущи резкие перепады настроения, потому что он не способен помнить о своем ущемленном Я в тот момент, когда он настроен оптимистично, или же, наоборот, помнить о своем оптимистическом настрое, когда он подавлен и одинок.