Да, немало преград встречается на пути успешной интроекции позитивных воспоминаний о поддержке со стороны психотерапевта. Но все же, когда (и если) процесс пошел, позитивные интроекции отношений с психотерапевтом дают огромное количество материала для восстановления структуры внутреннего мира жертвы побоев. Новые интроекции снижают прессинг ненасытных потребностей в зависимости. Как только эти потребности снижаются, пациентке предоставляется удобная возможность без особых усилий дифференцироваться от своего обидчика, отпадает потребность в расщеплении, скрывающем от нее негативные аспекты плохого объекта. Борьба между только что интернализованными воспоминаниями и громадным давлением внутренней пустоты превращается в битву Давида с Голиафом, потому что 50 минут сеанса никак не могут, на первый взгляд, компенсировать целую жизнь, полную обид. Однако каждый последующий сеанс терапии оказывает гораздо большее влияние, чем обычное межличностное общение. Часто после пяти или шести сеансов я говорю своим пациентам, что знаю их лучше, чем кто-либо из их близких. На самом деле, сосредоточенное внимание, забота и понимание истинного Я пациента на протяжении шести часов психотерапии способны обеспечить больше внимания, заботы и понимания, чем пациенту досталось за все детство. Многие пациенты признаются, что их родителей ни в малейшей степени не интересовало, кем на самом деле являются их дети. Одна очень успешная женщина, известный на всю страну специалист в своей области знаний, заметила как-то, что ее невероятно эгоцентричный отец не в курсе, кем она работает и чем занимается, он даже не знает, какую фамилию она носит после замужества!
В результате длинной череды успешных сеансов многие пациенты начинают интернализовать ощущение, что действия терапевта направлены им в помощь. Они начинают копировать подход психотерапевта к рассмотрению своих проблем, которые они озвучивают во время сеансов. Копирование может происходить как сознательно, так и неосознанно. Проблема пациента — это такая головоломка, с которой пациент приходит к психотерапевту, а тот, используя свою лучше организованную структуру Эго, решает ее. Психотерапевт предлагает готовое решение пациенту, который его заново интернализует. Проходит время, и пациент учится самостоятельно использовать те же тактики и подходы к решению проблем. Дж. Серль33 (Searle, 1965) отводит взаимодействию проекции и интроекции центральную роль в своей работе с пациентами, страдающими тяжелыми формами шизофрении: Я говорю о тех обстоятельствах, при которых психотерапевт, достигший глубочайшего уровня терапевтического взаимодействия, временно интроецирует патогенные конфликты своего пациента и перерабатывает их как интрапсихические, на осознанном или неосознанном уровне, используя потенциал своего относительно сильного Эго, и тогда, снова путем интроек-ции, пациент имеет возможность пользоваться плодами инт-рапсихической терапевтической работы, выполненной в сознании психотерапевта (Searle, 1965).
Конечно, нарушение личности у женщины, страдающей от жестокого обращения в семье, не идет ни в какое сравнение с теми серьезными дефектами, какие встречаются у лиц с диагнозом «шизофрения». Но процесс преобразования структуры Эго строится по тому же принципу. Описание процесса, возможно, звучит немного таинственно, но в сущности все сводится к одному: психотерапевт берет на себя роль вспомогательного Эго пациента. Психотерапевт примеряет на себя проблему пациента и решает ее с помощью собственного Эго, а потом выдает пациенту уже готовый ответ. Например, одно из решений, которое психотерапевт может предложить жертве домашнего насилия, — подумать о том, не завязать ли отношения с мужчиной, не склонным к жестокости. Как я заметил, неагрессивные мужчины не представляют интереса для большинства женщин, сталкивавшихся с насилием, поскольку от спокойных парней не исходит «переменный ток» возбуждающего и отвергающего поведения, с которыми могли бы резонировать половинки ее Я. Но по ходу дела психотерапевт может исподволь внушить женщине мысль о том, что ей, возможно, стоит обратить внимание на менее привлекательных (и, соответственно, менее требовательных) мужчин. Способность психотерапевта с помощью воображения моделировать ситуации в сочетании с интернализованным образом его как невозбуждающего, но тем не менее поощряющего объекта позволяет рассматривать такой вариант поведения как реально применимый в будущем. Постепенная интроекция образа психотерапевта вместе с позитивными воспоминаниями о создавшихся отношениях с ним помогают поддержать ее самосознание в тот момент, когда она начинает присматриваться к этой новой, загадочной и пугающей разновидности мужчин.
Со временем действия психотерапевта создают у пациентки уверенность в том, что к ней будут относиться с интересом, уважением и заботой. Такие ожидания дают возможность создать запас поддерживающе-успокоительных интроекций. Эти воспоминания, подкрепленные особыми техниками, усвоенными благодаря Эго, «заимствованному» у психотерапевта, дают начало процессу «обретения родительской любви». Немного странное понятие применительно к человеку, разменявшему пятый десяток, тем не менее это может случиться с человеком любого возраста, если его внутренний мир до сих пор не заполнен и нуждается в интроекциях.