X

Интроекция и процесс построения самосознания

Жертва побоев часто не представляет, кем она является на самом деле. Ее первоначальные объекты, возможно, ошибочно идентифицировали ее, так что все ее прирожденные таланты, интересы и склонности были полностью проигнорированы и так никогда и не проявились. Существует масса примеров того, как ребенок был признан похожим на кого-то, с кем на самом деле не проявлял никакого сходства. Часто родители проецируют свой собственный внутренний мир на ребенка, в котором, например, можно вдруг разглядеть «вылитую копию тети Марты» или еще какого-то родственника, не имеющего с чадом не малейшей внутренней общности. В семьях, где развитие ее членов находится на очень низком уровне, все «плохие» качества проецируются на ребенка и на него же списываются все грехи семьи.Важным аспектом работы психотерапевта по созданию прочной самоидентификации у жертвы побоев является создание такого образа пациента, который сочетался бы с его врожденными талантами и интересами. То есть психотерапевт должен направлять развитие самосознания пациента, без искажений отражая все, что он в нем видит. Любой пациент в достаточной мере проявляет свое Я во время сеансов, чтобы психотерапевт мог составить полное представление о его потенциале. Ганс Левальд34 (Loewald, 1960) рассматривает этот аспект работы психотерапевта как часть процесса обретения заново родительской любви: Здесь моделью могут служить отношения «родитель — ребенок». В идеале родитель воплощает отношение эмпатического понимания нужд ребенка на каждой отдельной стадии развития, при этом он представляет себе будущее ребенка и сообщает это видение ребенку через близкое общение. Такое видение, построенное на основании собственного жизненного опыта родителя и его знаний о взрослении и представлений о будущем, в идеале как раз и является наиболее выпуклой и целостной версией того существа, которое ребенок преподносит родителю (Loewald, 1960: 20). Психотерапевт разворачивает эту картину перед своей пациенткой, не торопя ее, предоставляя ей достаточно времени для того, чтобы интернализовать этот образ себя по мере ее эмоционального развития. Это относительно активный процесс, в котором основная нагрузка опять-таки ложится на плечи психотерапевта.

Natali: