Интроективная недостаточность в художественной литературе

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Если мы снова обратимся к ранее упоминавшемуся роману Филиппа Рота «Жалоба Портного», мы увидим, что интроективная недостаточность и слабая дифференциация играют главную роль в отношениях между Александром Портным и его матерью. Вся его жизнь полностью подчинена и управляема материнским отвержением его как личности. Не столь важно, чего он достиг в жизни, — этого все равно недостаточно, чтобы добиться одобрения матери, в котором он так нуждается.

Этот роман показывает, что Портной не способен дифференцироваться от своей матери и навсегда обречен вести с ней внутренний диалог. Он возвращается к ней не физически, но символически, спорит с ней, молит о понимании или же просто сетует на то, что она никогда не ценила его стараний. Портной понимает с самого начала, что уйти от матери невозможно — несмотря на то, что она несправедливо отвергает его: Когда я плохо себя веду, меня выдворяют из комнаты. Я стою перед запертой дверью и колочу кулаками до тех пор, пока не поклянусь, что больше так не буду. Но в чем же я виноват? Я каждый вечер до блеска начищаю свою обувь на вчерашней газете, аккуратно расстеленной на линолеуме; после этого я никогда не забываю плотно закрыть крышку на жестянке с обувным кремом и положить крем и щетку на место. Выдавливая пасту из тюбика, я всегда закатываю его снизу, я чищу зубы круговыми движениями и никогда вверх-вниз, я говорю «Спасибо», я говорю «Пожалуйста», я говорю «Прошу прощения» и «Можно мне……. Но, несмотря на все это, не было и года в моей жизни, чтобы хотя бы раз в месяц мне не приказали собирать вещи и уходить. <…> Ну и ладно! И вот я выхожу из двери в длинный, темный коридор. Ну и пускай! Я буду продавать газеты на улицах, босиком… — и вдруг мне хватает всего одного взгляда на пустые молочные бутылки, стоящие возле коврика у нас перед дверью, чтобы на меня обрушилось осознание огромности моей потери (Roth, р. 13-15).

Эта умная мать из романа поняла, что чем сильнее она отталкивает сына, тем больше власти и контроля она над ним имеет. Портной попал в ловушку, на языке психиатрии именуемую «неразрывной зависимостью». Неразрывная зависимость — это эмоциональная «уловка-22», из которой человек не может вырваться, пока он не докажет родителю свою состоятельность, а родитель по какой-то причине не может или не хочет идти ему навстречу. Читателю может быть непонятно такое иррациональное поведение и странно, почему взрослый человек, попавший в неразрывную зависимость, не может выбрать себе другой объект, от которого можно было бы ожидать любви и ласки. Первым препятствием в выборе нового «родителя» является то, что этот «взрослый человек» на самом деле ведет себя как те дети, которых описывал Фейрбейрн, — он предельно сфокусирован на матери и ни на ком другом. Во-вторых, ребенок, с которым жестоко или пренебрежительно обращаются, слишком сильно привязывается к родителю из чувства вины, потому что ребенок понимает, как сильно он расстраивает родителя. Очень часто ребенок чувствует себя ответственным за благополучие своих родителей, и ему невыносима мысль, как можно оставить своего инфантильного родителя одного.

Печально, но когда интроективно обделенные, опустошенные люди все-таки решаются выбрать для себя новый объект, то зачастую новые объекты имеют поразительное сходство с их первоначальными отвергающими объектами. Как раз таких «агрессивных партнеров» описывает литература из серии «помоги себе сам». Как только образ отвергающего объекта отпечатался в сознании ребенка, он будет выбирать такой стиль отношений и в будущем. Такая тенденция к выбору во взрослом возрасте проблем, привычных с детства, называется навязчивым повторением; о нем мы поговорим в главе 5. Мать Портного, кажется, способна дать ему ту любовь и поддержку, которой он так отчаянно желает. Но это всего лишь иллюзия. То есть эта мать утверждает, что жертвует собой, и действительно, она выполняет некоторые материнские обязанности. Но все равно она подавляет и отталкивает своего сына в гораздо большей мере, чем поддерживает его. Кроме того, она презирает физиологическую сторону жизни сына, что заставляет его испытывать глубочайший стыд за себя. В романе уделено большое значение одержимости и стыду Портного за свою сексуальность и прочие физиологические аспекты, полностью не принимаемые его матерью. В реальной жизни такие матери и отцы, как София Портная, настолько поглощены своими собственными потребностями, что они не в состоянии воспитывать следующее поколение. На самом деле, они жертвуют развитием собственных детей ради удовлетворения своих давних потребностей, не удовлетворенных в результате ошибочного воспитания многих и многих предыдущих поколений родителей.





Комментарий к статье