Выводы

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Основополагающей концепцией развития личности ребенка являются три фундаментальных процесса, участвующих в формировании Эго, по завершении которых возможно возникновение полноценной личности. Первым процессом, через который должен пройти ребенок, является осознание дифференцированности по отношению как к внешнему, так и к внутреннему миру.

В первую очередь, ребенок должен научиться различать оттенки своих внутренних ощущений. Задача дифференциации от объектов состоит в том, чтобы научиться воспринимать себя как отдельную и независимую личность в окружающем мире. Дети, обделенные вниманием родителей, остаются недифференцированными, потому что (1) не могут отделиться от своих нерадивых родителей из-за страха остаться без всякой надежды на любовь и поддержку, в которых они так отчаянно нуждаются, и (2) продолжают оставаться недифференцированными даже во взрослом возрасте, находя утешение в чувстве постоянного присутствия своих объектов-обидчиков «внутри» себя. Второй аспект здоровой дифференциации касается способности понимать тонкую разницу между относительно сходными чувствами во внутреннем мире. Разобраться со своими чувствами ребенку обычно помогает «достаточно хорошая» мать, если она способна точно идентифицировать его потребности; она же помогает ему научиться адекватно распознавать внутренние ощущения и давать им названия. Обделенный лаской ребенок, напротив, не знает точной реакции на свои потребности и не может отличить одну потребность или эмоциональное состояние от других.

Вторым процессом, проходящим одновременно с дифференциацией, является интроекция. В процессе интроекции ребенок впитывает события с участием матери и взаимоотношения с ней и распределяет их по категориям в ячейках с похожими воспоминаниями. Ячейки памяти, хранящие воспоминания о событиях детства, когда ребенок ощущал любовь и поддержку матери, становятся интернализованными «хорошими» объектами, в то время как ячейки с воспоминаниями об огорчениях и обидах, нанесенных матерью, становятся интернализованными отталкивающими объектами. Позитивные, утешительные воспоминания постоянно вызываются из памяти во время стрессовых для ребенка ситуаций, они стабилизируют Эго и восстанавливают утраченный покой. Негативные воспоминания имеют противоположное действие, подрывая детскую самооценку и делая его более восприимчивым к стрессу. Ребенок, которого окружает пренебрежение и жестокость, имеет очень скудный запас позитивных интернализованных воспоминаний о своих объектах, явно недостаточный, чтобы противостоять обычному давлению жизненных обстоятельств. Более того, несчастный ребенок (а впоследствии и взрослый), обремененный таким грузом негативных воспоминаний о своих объектах, не только ощущает недостаток поддержки и легко впадает в панику, но может даже развить защитные механизмы, позволяющие ему забыть об обидах, полученных от родителей.

Последним процессом, через который предстоит пройти Эго перед тем, как формирование полноценной личности можно считать завершенным, является интеграция, которая, подобно дифференциации, имеет одно значение в применении к внешним объектам, и другое — применительно к самому себе. Интеграция относительно внешних объектов подразумевает, что ребенок должен составить из своего раннего восприятия матери, делящего ее на двух разных людей (хорошую и плохую), один цельный образ. Для достижения этого важного этапа интеграции необходимо, чтобы позитивные воспоминания об общении с родителями с большим перевесом преобладали над негативными и расстраивающими воспоминаниями. В обратном случае, когда болезненные воспоминания перевешивают приятные, интеграция не произойдет. Интеграция поощряющей и отвергающей частей матери демонстрирует ребенку, что и эта отвергающая часть тоже принадлежит матери (отцу), тогда как раньше она существовала в виде отдельной личности (отвергающий родитель). Ни один ребенок не выдержит постоянного осознания того, что родитель, в котором он так сильно нуждается, ненавидит его и постоянно отвергает. Если же такому ребенку все-таки удается интегрировать огромный багаж негативных воспоминаний с гораздо меньшим объемом позитива, ему придется столкнуться с невыносимо пугающей реальностью. Единственно возможным решением этой проблемы становится раздельное хранение этих пакетов воспоминаний в своем внутреннем мире. Интеграция также может подразумевать способность личности ощущать себя единым, связанным целым. Для этого требуется, чтобы ребенок признал существование всех частей своей личности, что позволит его Эго «сплавить» все эти отдельные части в согласованное и полноценное представление о себе.

Как становится ясно из вышесказанного, развитие происходит гармонично в том случае, если родители должным образом заботятся о ребенке, но если что-то не ладится, тогда неудовлетворенные потребности ребенка вкупе с неполноценным Эго приводят к возникновению серьезных расстройств личности. Давайте рассмотрим наихудший из возможных сценариев развития проблемы. Ребенок, которому не повезло родиться у депрессивной, одинокой матери-алкоголички, получит настолько мало внимания в раннем детстве, что ему не удастся накопить достаточно позитивных интернализованных воспоминаний, которые позволили бы ему хоть на минуту покинуть свою неадекватную мать. Он никогда не сможет ощутить себя отдельным от нее, потому что дифференциация воспринимается как покинутость. То есть у него не будет той внутренней энергии, которая поддержала бы его в отсутствие матери. Конечно же, он не сможет пройти стадию интеграции, потому что негативные воспоминания о пренебрежении со стороны матери намного перевешивают позитивные воспоминания о ней. Его злость и ярость со временем будут только усиливаться из-за постоянных разочарований, и эти разочарования не будут уравновешены сколько-нибудь значительными воспоминаниями о материнской любви и принятии его таким, какой он есть. В итоге получаем «взрослого» человека, крайне несамостоятельного, ломающегося от малейшего стресса, нетерпимого к малейшим раздражителям, из-за отсутствия интегрированности воспринимающего людей в черно-белом свете и вынужденного находить спасение от собственной пустоты и боли в замещающих удовлетворениях (возможно, в алкоголе и наркотиках). Таков психологический портрет будущего тирана.





Комментарий к статье