Теория объектных отношений Фейрбейрна

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Фейрбейрн осознал важность матери («объекта» для ребенка) еще в далекие 1940-е, но, как уже упоминалось, при жизни его труды не нашли признания в психоанализе. Причиной тому была все еще продолжавшаяся Вторая мировая война, а также другая война — война противоборствующих теорий психоанализа, развернувшаяся в Великобритании между двумя крупнейшими школами психоанализа: школа Мелани Кляйн9 против школы Анны Фрейд10 (Rayner, 1991). Английская школа психоанализа, о которой я уже говорил, действительно складывалась из трех различных научных школ, каждая из которых имела свою направленность. Основной конфликт разгорелся между теорией Кляйн, которая считала себя сторонницей Фрейда, и Анной Фрейд. Кляйн, последователи которой называли себя школой «А», полагала, что врожденная детская агрессия есть источник непреодолимого двойственного отношения к матери (любовь и ненависть).

Наибольший интерес для Кляйн представляли эффекты примитивной инстинктивной (Ид) агрессивности, которую она считала движущей силой, заставляющей ребенка хранить в своем внутреннем мире образы своих родителей расщепленными на любимых и ненавидимых (Rayner, 1991). По иронии судьбы, научная школа под предводительством Кляйн, отдававшая приоритет деятельности Ид, стимулировала усилия других исследователей, включая Фейрбейрна, направленные на то, чтобы расширить концепцию расщепления, не используя при этом положение о врожденной деструктивности ребенка. Анна Фрейд и другие аналитики, бежавшие с материка и осевшие в Англии перед самым началом Второй мировой, образовали школу «Б», составившую оппозицию многим радикальным идеям и методикам г-жи Кляйн. Анна Фрейд внесла свой вклад в теорию объектных отношений, подчеркивая и расширяя область Эго, хотя она сама и ее последователи пользовались концепцией Ид. Сегодня эта ветвь психоанализа называется Эго-психологией. До сих пор находятся психоаналитики, строго придерживающиеся модели Кляйн, равно как и те, кто разделяет точку зрения Анны Фрейд. Однако ни одна из этих научных групп не смогла предвидеть, что части разработанных ими моделей, соединившись определенным образом, окажут такое влияние на весь психоанализ в целом. Фейрбейрн принадлежал к довольно беспорядочно организованной «независимой» школе психоаналитиков-теоретиков, не примыкавших ни к Мелани Кляйн, ни к Анне Фрейд и имевших горстку приверженцев своих идей. Точка зрения этой школы полностью игнорировалась, за редким исключением, обеими конкурирующими английскими школами и вообще не принималась во внимание более крупными научными школами. Она оставалась в тени до тех пор, пока в 1966 году Америка не познакомилась с понятием пограничного расстройства личности, представленного одним из аналитиков этой школы, Отто Кернбергом11, интегрировавшим работы Фейрбейрна, Кляйн и других теоретиков независимой школы во всеобъемлющую «новую» модель пограничного расстройства личности. В американском психоаналитическом сообществе модель Кернберга вызвала лавину публикаций по этой теме. На сегодняшний день теория объектных отношений все еще складывается из отдельных фрагментов, не стыкующихся по некоторым аспектам. Однако современная литература продолжает обогащаться вкладами всех психоаналитиков, исследующих влияние раннего интерперсонального окружения на развитие структуры Эго у детей и складывающих отдельные фрагменты в целостную концепцию объектных отношений. В итоге эта теория уже завоевала больше сторонников, чем классический психоанализ, с которого она и начиналась.





Комментарий к статье