УПРАЖНЕНИЕ ТЕЛЕПАТИЯ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Игроки садятся спиной друг к другу. Задача — сосчитать от 1 до 20, называя каждый раз одну цифру. Любой человек может назвать цифру в любой момент. Но если оба человека заговорят одновременно, им придется снова начать с единицы.

Нет никакого установленного порядка и очередности. Игроки должны сами выбрать момент, когда они могут заговорить. Как только группа настраивается на выполнение упражнения, игроки вполне успешно выполняют задание.

Есть и другие варианты упражнения: участники могут сидеть друг к другу лицом или на большем расстоянии друг от друга. Чтобы усложнить задание, можно попросить участников закрыть глаза. Когда игроки досчитали до 20, можно предложить им более сложное задание — считать в обратном порядке от 20 до 1.

Как правило, участники справляются с этим упражнением более легко, чем этого можно ожидать. Группе успешное выполнение этого задания кажется большим достижением именно потому, что представляется весьма неправдоподобным. Иногда игра вызывает разочарование участников и требует большого числа попыток, поэтому уделите ей достаточное количество времени. Вряд ли группа откажется от новых попыток до тех пор, пока не преуспеет в этом соревновании.

Ответственность

Во многих упражнениях вдохновляющего тренинга затрагивается тема ответственности. Кто отвечает за результаты игры? Кто является лидером? Обычно группа приходит к выводу, что у всех есть некоторая ответственность и что лидерство переходит от одного человека к другому. Очевидно, что к этому стремятся многие современные организации.

Я однажды предложил упражнение «Телепатия» группе, в которой был очень сильный лидер, который самостоятельно произнес всю последовательность от 1 до 20. Тон его голоса и поднятый палец давали понять, что никому не следует его перебивать. Эта стратегия сработала и, возможно, сможет продолжать работать в ближайшем будущем.

Но следует отметить, что существует и обратная сторона медали: во-первых, многие талантливые люди не смогли проявить себя, так как не принимали участие в работе; во-вторых, никто из членов группы не смог выработать привычку брать на себя ответственность, например, в случае, если лидер устанет (или в обычной жизни уволится или уйдет на пенсию).

Если лидер неохотно передает ответственность, то участники должны сами взять ее на себя. Одна из функций менеджера — это принятие решений. В искусстве драматической импровизации есть золотое правило «не искать легких путей». Оно означает, что если вы принимаете участие в каком-то упражнении, то вы должны участвовать в нем активно и с полной отдачей. В упражнении с составлением рассказа вы, например, можете оказаться в ситуации, когда структура предложения требует поставить в следующую позицию глагол. Самым простым для вас будет сказать «собираюсь» и оставить более важный выбор за другим человеком. Более сильный игрок скажет «перепрыгнул», «напал», «избежал» или что-то в этом духе. Те, кто стремятся идти легким путем, называют слово «очень» вместо того, чтобы взять на себя ответственность за выбор прилагательного.

В команде, где участники разделяют ответственность поровну, рассказы содержат только существенную информацию и имеют тенденцию быть более привлекательными для слушателей.

Груз ответственности становится легче, если его с кем-то разделить. В подобных импровизационных упражнениях участники могут попрактиковаться в разделении ответственности и доверии друг к другу. Эта практика приносит свои плоды: участники начинают осознавать, что груз ответственности, разделенной с другими, стал легче.

Креативность

Люди, которые усваивают приемы создания эффекта «здесь-и-теперь», использования «принятия» и «надстройки» и которые охотно импровизируют, имеют тенденцию быть более креативными. Их креативность раскрывается, как только они перестают концентрироваться на приложении усилий (во время тренинга или в обычной жизни), расслабляются и избавляются от мыслей о будущем. Хорошие актеры, например, отличаются своей простотой, чего они добиваются исключительно за счет концентрации внимания. Большая сконцентрированность на настоящем улучшает их креативную составляющую.

Вы можете выбирать, с чего начать: с осознания цели, приводящего к действию, или с действия, в процессе осуществления которого наступает осознание цели. Можно использовать и тот и другой способ, переключаясь от осознания цели к деятельности по ее осуществлению.

Цель имеет отношение к видению и осознанию того, чего вы хотите добиться. Подобное восприятие цели характерно для некоторых творцов и является частью модели, которую предлагают Роберт Фритц (Fritz, 1989) и Стивен Кови (Covey, 1992): «Начните с того, что задумайтесь о результате».

Несмотря на то что такой подход эффективен для многих, для некоторых будет лучше начать действовать, основываясь на своих первых импульсах, и только затем понять или решить, к чему это все может и должно привести. Многие писатели, актеры и художники работают именно так. Вдохновение почему-то приходит к ним только тогда, когда они начинают работать со своим материалом.

Если вы начинаете с действия, то существует меньшая вероятность того, что ваши усилия пропадут напрасно. На начальном этапе действия тревоги временно вас покидают. События просто происходят естественным образом.

Мы можем оценить наше действие, сравнив его с поставленной целью. Если наше творение не соответствует цели, мы можем, тем не менее, отметить свой прогресс и попробовать достичь цели еще раз. Оба эти подхода весьма действенны. Наиболее важная задача — понять, как мы сами или наши участники предпочитаем действовать и на каком этапе творческого процесса мы находимся.

В ожидании неожиданного

«Именно непредсказуемость спорта заставляет нас смотреть соревнования», — сказал британский комментатор Дес Лайнам. Вероятность разочарования или огорчения поддерживает нашу заинтересованность. Именно ощущение опасности притягивает наши взгляды к канатоходцу.

Импровизационные техники позволяют нам играть с неопределенностью. По смеху в аудитории вы сразу же можете понять, что имеет место импровизация. Импровизационный подход хорошо сказывается на состоянии и настроении участников, а также хорошо влияет на процесс обучения в целом.

Спонтанность оживляет занятия. А это — самое большое преимущество тренера, проводящего «живые» семинары. Вы должны максимально использовать это ценное качество. Именно действуя спонтанно, мы достигаем наилучшего результата

РЕКОМЕНДАЦИИ

•    Среди множества путей достижения спонтанности выделяются интуитивный подход пересмотр существующих понятий и использование определенных техник.

•    Спонтанность делает ситуацию живой, вдохновляющей и веселой.

•    Используйте технику «принятия» и «надстройки» — в этом заключается импровизационный подход к творчеству.

•    В рамках структуры всегда существует свобода, но мы не всегда ее осознаем и используем.

•    Используйте упражнения, приведенные в этой главе, чтобы дать участникам опыт импровизации, творчества и действий «в пространстве спонтанности».

•    Избегайте перфекционизма, комбинируйте осознание цели и действия, направленные на ее достижение.





Комментарий к статье