Д. Последним упражнением для Инструментов Духа будет процесс, который мы называем духовным возрождением. Этот процесс основан на моих работах «Генеративное НЛП» и «Теории Единого Поля для НЛП». Тут рассматривается «пейзаж» иного рода. «Пейзаж» — это сетка наложения позиций восприятия на временные линии.
Духовная сетка возрождения (генеративное НЛП)
М. Как и с циклом символического возрождения, можно разместиться прямо на полу.
Д. Позиции восприятия относятся к трем различным позициям, с которыми мы работали в процессе духовного исцеления. 1-я позиция задействует позицию самого себя с ощущением своего собственного тела и видения окружающего своими собственными глазами. 2-я позиция задействует помещение себя на место другого человека и восприятие мира с его точки зрения. 3-я позиция задействует восприятие сторонним наблюдателем взаимодействия себя с оппонентом.
Создание основной временной линии — это отведение специальных мест на полу, представляющих прошлое, настоящее и будущее. Временное соединение этих трех мест с тремя основными позициями восприятия создает «пейзаж», составленный из 9 мест. «Пейзаж» по существу составлен из трех временных линий: одна — для себя, одна — для другого и одна — для наблюдателя.
Если бы Роберт Макдоналд стал в середине сетки, на место 5, он был бы в 1-й позиции настоящего. То есть он испытал бы различные чувства здесь и сейчас со своей точки зрения. (МакДоналд переходит на место 5 — «мое настоящее».)
М. Здесь, на месте 5, я вижу то, что я вижу вокруг себя в комнате прямо сейчас, ощущая свое тело и слыша звуки, которые есть тут, в этой комнате.
Д. Если бы Роберт перешел на место 2, он оказался бы в будущем первого лица. Как если бы по своей временной линии он отправился бы в свое будущее. Теперь, когда Роберт стоит на месте 2, он представляет, что он в своем будущем — он действует, как будто он находится в будущем переживании. К примеру, скажем, Роберт должен был бы отправиться по времени вперед на наши следующие семинары «Инструменты Духа» на Гавайях. (МакДоналд переходит на место 2 — «мое будущее».)
М. Находясь здесь, я представляю, что я отправился на восемь месяцев в будущее. Стоя в своем будущем на месте 2, я представляю, что нахожусь на Гавайях, вижу пальмы и берег, слышу волны и гавайскую музыку, чувствую теплую солнечную погоду и ощущаю необыкновенный подъем от пребывания здесь. И, т. к. я сейчас в будущем, я оглядываюсь назад и вижу себя на месте 5, ощущаю того Роберта восьмью месяцами ранее.
Д. Так, с места 2 Роберт может говорить со своим настоящим на месте 5, как будто он из будущего оглядывается назад.
Если бы Роберт переместился на место 1 («будущее другого»), он перешел бы на место другого человека в будущем. К примеру, он мог помещать себя на место одного из участников «Инструментов Духа» на Гавайях. (МакДоналд переходит на место 1.)
М. Стоя здесь, я представляю себя на месте человека, который впервые на «Инструментах Духа». Я вижу Роберта Дилца и Роберта МакДоналда, говорящих со мной и наставляющих меня. Я ощущаю волнение духовных открытий и чувствую себя пробужденным и исцеленным при прохождении духовного путешествия, духовного целительного процесса и других упражнений.
Д. Если бы Роберт передвинулся к месту 3 («будущее наблюдателя»), он представил бы, что рассматривает это будущее переживание, как будто он сторонний наблюдатель. (МакДоналд переходит на место 3.)
М. Стоя здесь, я ощущаю себя мудрым и заботящимся наблюдателем. Я могу видеть Роберта МакДоналда и участника семинара на Гавайях и наблюдать за их взаимодействием. Я вижу Роберта МакДоналда, как он прикасается к участнику и участник улыбается Роберту и обнимает его.
Д. Интересно отметить, что, если Роберт перейдет назад на место 5 («мое настоящее»), его переживание будет гораздо богаче при обращении к будущему. (МакДоналд возвращается к месту 5.)
М. Мое переживание моего будущего теперь намного яснее. И я чувствую себя очень вдохновленным и обнадеженным из-за поездки на Гавайи через восемь месяцев.
Д. Теперь, находясь в настоящем, Роберт может также перейти во 2-ю и 3-ю позиции восприятия. К примеру, он мог бы двигаться на место 4 («настоящее другого») и почувствовать себя мной, получая точку зрения Роберта Дилца. (МакДоналд переходит на место 4.)
М. Здесь я ощущаю себя, как будто я Роберт Дилц, а не Роберт МакДоналд. Я могу посмотреть на Роберта МакДоналда на месте 5, и увидеть его улыбку, и ощутить его тревогу в программе, которую мы собираемся осуществить на Гавайях через восемь месяцев, и мне это нравится.
Д. Роберт мог также перейти в позицию настоящего наблюдателя, на место 6, и рассмотреть взаимодействие между Робертом МакДоналдом и Робертом Дилцем. (МакДоналд переходит на место 6 — «настоящее наблюдателя»).
М. Я могу видеть обоих Робертов, как они улыбаются друг другу, прикасаются друг к другу. Я могу видеть, что они на самом деле настроены создать что-то мощное и красивое.
Д. Когда Роберт возвращается снова в 1-ю позицию настоящего, на место 5, его переживание может быть еще богаче.
М. Да, я чувствую поддержку и наставление в настоящем так же, как и волнение о будущем.
Д. Теперь, если бы Роберт перешел назад на место 8 («мое прошлое»), это ощущалось бы, как будто он пошел назад по шоссе или тропинке к своему прошлому. Он стал бы более молодым Робертом МакДонаддом, возможно, Робертом лет 10 или 20 назад, или еще больше. Становясь более молодым Робертом, он ощутил бы Роберта на месте 5 («мое настоящее»), как свое будущее. (МакДоналд переходит на место 8.)
М. Здесь я вновь переживаю, каково быть 13-летним. Я слышу моих друзей и семью, как они называют меня Бобби МакДонаддом, и вижу дом, в котором мы тогда жили. И я ощущаю и удивительность, и ненадежность 13-летнего возраста.
Д. Если бы Роберт сейчас переместился на место 7 («прошлое другого»), он превратился бы в совсем другого человека из своего прошлого. К примеру, Роберт мог бы превратиться в своего отца. (МакДоналдпереходит наместо 7.)
М. Переходя сюда, я становлюсь Биллом МакДонаддом. На месте 8 («мое прошлое») я вижу моего сына Бобби. Ему 13 лет. И я смотрю на 13-летнего Бобби и чувствую гордость и грусть в одно и то же время.
Д. Если бы Роберт затем передвинулся на место 9 («прошлое наблюдателя»), он стал бы мудрым и заботящимся наблюдателем из своего прошлого. Он увидел бы Билла и Бобби МакДоналдов и наблюдал бы их взаимодействие. (МакДоналд переходит на место 9.)
М. Здесь, я наблюдаю отношения между 13-летним Бобби и его отцом. Я могу видеть, как они беспокоятся друг о друге, и есть между ними что-то, над чем стоить поработать.
Д. Когда Роберт возвращается к настоящему первого лица на место 5, он может получить даже более богатое ощущение своего жизненного «пейзажа». (МакДоналд перемещается на место 5 — «мое настоящее».)
М. В дополнение к волнению будущего и поддержке и руководству в настоящем я сейчас чувствую сострадание в отношении к своему прошлому и осознание своей целительной миссии.
Обретение новых жизненных перспектив
Д. Восприятие прошлого и будущего как части более широкого пейзажа, по сравнению с обычной направленной временной линией, позволяет осознать, что есть жизненные пути других людей, пересекающиеся с вашим в то или иное время, и понять, что можно перемещать переживания и ресурсы из одной части своего пейзажа в другую. К примеру, вы можете перенести ресурсы и знание, которыми вы владеете в своем настоящем «Я» на месте 5, назад к более молодому себе на месте 8, который нуждался в знаниях и в ресурсах, но не имел к ним доступа.
М. Можно также превратиться в другого в прошлом и представить, что можете видеть будущие события. Вот вам пример. Когда Роберт провел меня через подобный процесс несколько лет назад, я натолкнулся на трудности со своей бабушкой. Моя бабушка была человеком очень напуганным, и мальчиком я перенял от нее многие страхи и убеждения. Даже став взрослым, я порой испытывал воздействие тех старых страхов и убеждений.
И вот Роберт Дилц попросил меня возвратиться во времени назад и превратиться в мою бабушку. Став ею, я увидел маленького Бобби и почувствовал страх за него и свой критический настрой по отношению к нему. Затем Роберт попросил меня, в то время как я был все еще на месте моей бабушки, посмотреть вперед и увидеть Роберта МакДоналда на месте 5, т. е. кем Бобби станет. С места моей бабушки я впервые увидел себя взрослым и почувствовал: «О, так вот ты каким станешь? Ничего себе, вот здорово». Глубокий сдвиг произошел в моем переживании своей бабушки. Будучи на ее месте, я смог принять то, каким станет Бобби, и поддержать это, а не противиться этому. Она не боялась больше и могла сказать: «Хорошо. Дерзай!»
Д. Другими словами, если кто-то знает вас лишь в течение особого периода в вашей жизни, он не может знать остальной части вашего «пейзажа». Но этот факт не означает, что вы не можете встать на его место и представить остальную часть «пейзажа» с точки зрения этого индивида. И увидеть, что новая часть «пейзажа» с другой точки зрения может дать вам совершенно иной ответ.