АНТИАЛКОГОЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


В первичной профилактике алкоголизма традиционно важнейшим аспектом считается санитарно-гигиеническое воспитание населения. Оно включает в себя повышение его санитарной грамотности и культуры, пропаганду здорового образа жизни и искоренение вредных для здоровья привычек. Санитарно-просветительная антиалкогольная работа занимает одно из центральных мест в этом процессе. Антиалкогольная пропаганда получила за последние годы экстенсивное развитие: массовыми тиражами выходят брошюры, научно-популярные книги и кинофильмы, ведутся просветительные беседы по радио и телевидению, проводятся лекции, вечера «вопросов и ответов», активно освещают вопросы противоалкогольной борьбы газеты, журналы.

Эта работа координируется Всесоюзным межведомственным советом по антиалкогольной пропаганде при Министерстве здравоохранения СССР. На местах ее организуют территориальные (районные, городские, областные) дома санитарного просвещения, привлекая к работе не только наркологов и психиатров, но и врачей других специальностей. Значительно активизировалось участие в антиалкогольной пропаганде общественных организаций (Всесоюзное общество «Знание», Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, народные университеты культуры, а с конца 1985 г. — Всесоюзное добровольное общество борьбы за трезвость). Санитарно-просветительная работа проводится с учетом пола и возраста населения, профессионального состава, общеобразовательного уровня. Разъясняются не только пагубные последствия пьянства и алкоголизма, но также условия и причины, способствующие различным формам злоупотребления алкоголем. И все же, по мнению многих специалистов, эффект антиалкогольной пропаганды остается весьма слабым.

В большинстве книг по алкоголизму в раздел антиалкогольной пропаганды входят обычно указания на то, что пропаганда медицинских знаний должна быть дифференцированной и конкретной, с активным использованием всех средств санитарного просвещения, приводятся примерные перечни тем для лекций и обсуждений. В то же время очень мало говорится об эффективности этой работы, о том, как воздействуют на сознание людей содержание и форма передающейся информации.

Одним из существенных недостатков в оценке эффективности антиалкогольной пропаганды является отсутствие достаточно динамической обратной связи с населением. В процессе поиска форм обратной связи нами (Ц.П. Короленко и др.) изучены личные мнения 827 человек об эффективности антиалкогольной пропаганды (метод анкетирования). Анкеты были распространены среди рабочих и служащих завода (435), медработников (135), больных наркологического отделения (133) и сотрудников проектного института (124), Статистическая обработка анкет показала, что наиболее действенны такие формы санитарно-просветительной работы, как «окна сатиры», стенгазеты, в которых конкретно критикуются лица, злоупотребляющие алкоголем, демонстрация антиалкогольных научно-популярных кинофильмов, систематические передачи по телевидению, беседы, проводимые людьми, избавившимися от алкоголизма.

Среди форм работы, не имеющих большого значения в борьбе с пьянством, наиболее часто отмечались передачи по радио на антиалгольные темы, санитарные бюллетени, стенды и плакаты о вреде спиртных напитков, публикации на антиалкогольные темы в газетах.

При анализе ответов в различных группах исследуемых были получены несколько различающиеся данные. Так, наиболее оптимистические взгляды на те или иные формы антиалкогольной санитарно-просветительной работы отмечены у медицинских работников. Наиболее эффективной формой пропаганды эта категория исследуемых считает научно-популярные кинофильмы, систематические передачи по телевидению. Сотрудники из проектного института к наиболее эффективным средствам относят «окна сатиры» и стенгазеты с конкретной критикой. Другие формы антиалкогольной пропаганды оцениваются очень низко. Больные антиалкогольного отделения отдают предпочтение беседам, проводимым людьми, вылечившимися от алкоголизма, индивидуальным беседам врача, а также научно-популярным кинофильмам и систематическим передачам по телевидению на антиалкогольные темы.

Таким образом, исследование показывает, что наиболее сильное влияние оказывают те формы антиалкогольной пропаганды, которые имеют конкретное содержание, дают наглядно-образное представление об алкогольных проблемах.

Чаще всего таким содержанием является демонстрация пагубного влияния алкоголя на здоровье. В брошюрах и просветительных беседах красочно описываются и показываются отрицательные воздействия алкоголя на мозг, печень, сердце, желудок, на весь организм человека. Недостатка в научно-медицинской аргументации негативных последствий потребления алкоголя в настоящее время нет, при необходимости можно всегда извлечь из медицинских источников нужную информацию. Однако эффект подобной пропаганды чаще всего недостаточен. Для этого есть несколько психологических причин.

Во-первых, человек должен очень дорожить собственным здоровьем и крайне бережно относиться к нему, чтобы на него оказала серьезное воздействий информация о пагубном влиянии алкоголя. Многие больные алкоголизмом, упорно не желающие расставаться с «алкогольными радостями», рассуждают примерно так: «Зачем мне такое идеальное здоровье, если жизнь моя скучна, неинтересна, неудачлива, опостылела и т.д.» Действительно, если здоровье не является для какого-то человека осознаваемой ценностью, условием для осуществления жизненных планов и достижения выбранных целей, то сохранять его, отказывая себе в сиюминутных удовольствиях, он не будет — это для него лишено конкретного смысла.

Во-вторых, жизненный опыт подсказывает людям, что пагубные последствия алкоголя на здоровье проявляются чаще не сразу после принятия спиртных напитков, а только спустя какое-то время, в сравнительно отдаленном будущем. Только тот человек, у которого имеется мысленно очерченная жизненная перспектива, «будущая ориентация», может задуматься о том, что для его будущего будет означать пренебрежение своим здоровьем сейчас, в настоящем. Лица, склонные к злоупотреблению алкоголем, обычно не имеют осознанной перспективы на будущее, живут настоящим. Большая опасность алкоголя заключается именно в том, что положительные субъективные эффекты его воздействия значительно опережают по времени наступление отрицательных объективных последствий. Это касается как самого процесса алкогольного опьянения — эйфория опережает развитие наркотической стадии, так и «алкогольного стиля жизни», когда серьезные отклонения в здоровье, связанные со злоупотреблением алкоголем, появляются после формирования алкогольной зависимости. Если бы алкоголь действовал наоборот, т.е. сначала вызывал бы негативные, а потом «позитивные» эффекты, как писал канадский нарколог Найт, то люди никогда бы не злоупотребляли им.

В-третьих, для большинства людей такие понятия, как «сердце» (в анатомическом смысле), «печень, почки, мозг» и тем более «цирроз печени», «алкогольная кардиопатия», «алкогольный полиневрит», «алкогольный панкреатит» и другие, являются всего лишь абстракциями, особенно если они никогда серьезно не болели, о состоянии своего здоровья догадываются по самочувствию, ощущениям, результатам Той или иной деятельности, а не по мысленным схемам и рассуждениям. Многих людей учит избегать алкоголь только собственный личный опыт отравления или переживание дискомфорта после приема алкоголя.

Под нашим наблюдением лечились свыше 30 молодых мужчин от «невроза сердца». Они прекратили всякое употребление алкоголя после того, как испытали болевые ощущения в области сердца и страх за свое здоровье, последовавшие за принятием большой дозы спиртных напитков. Никакие доводы о вроде алкоголя до этого их не вразумляли. Только реальные признаки неблагополучия сердечной деятельности, по времени совпавшие с приемом алкоголя, реально напугали их и заставили немедленно отказаться от спиртного. Как показали наши исследования (В.Ю. Завьялов), среди 250 больных алкоголизмом непосредственными мотивами обращения к наркологу у большинства из них явились реально наступившие нарушения здоровья (тяжелое похмелье с разнообразными симптомами, эпизоды «выпадения памяти» в состоянии опьянения, психические расстройства, симптомы «болезненного влечения к алкоголю» и т.д.) и социальные последствия злоупотребления алкоголем, преодолеть которые, кроме как начав трезвую жизнь, было невозможно.

Наконец, если вспомнить, что у некоторых лиц, злоупотребляющих алкоголем и больных алкоголизмом, выявляется отчетливо выраженная или глубоко скрытая тенденция к самоповреждению (аутоагрессивность поведения), то становится понятным, почему информирование о пагубных для здоровья последствиях алкоголя не останавливает от злоупотребления спиртными напитками. Личность, имеющая установку на самоповрежцение, отвечает на информирование об угрожающих здоровью эффектах алкоголя примерно так: «Так вот каким способом можно навредить себе, получая при этом еще и удовольствие!» Личность, конфронтирующая с окружающими, на информирование о том, как алкоголизация сказывается на окружающих, может ответить несколько иначе:

«Так вот каким способом можно досадить жене» и т.д.

Из перечисленных психологических причин вытекает ряд следствий. Ясно, например, что правильно оценивать и принимать на вооружение информацию о негативных последствиях потребления алкоголя на здоровье может только зрелая личность, для которой здоровье и нормальное физическое и психологическое функционирование является непременным условием для выбранной деятельности. Вопрос о здоровье в данном контексте ставится, как предлагает В.П. Казначеев, следующим образом: «Здоровье для чего?» Ответ на этот вопрос сразу выводит на тот необходимый уровень качества и количества здоровья, который удовлетворяет требованиям определенной деятельности или целой системе деятельности, целям и задачам личности. Деятельность, предполагающая мобилизацию всех творческих сил, физической и душевной энергии (ученый-исследователь, человек в экстремальных условиях, ситуация интенсивного обучения сложному делу, ответственная работа и т.д.), естественно потребует от человека усилий на сохранение здоровья, избегания неоправданных воздействий, вредных для здоровья, в том числе и употребления алкоголя.

Вместе с тем человек, не включенный в общественную жизненную и значимую социальную деятельность, требующую от него творческой отдачи, значительной физической и морально-волевой, психической активности, человек с признаками психологической неустойчивости или незрелости будет «глух» к разумным доводам о вреде злоупотребления алкоголем или станет значительно искажать научно-медицинскую информацию о его влиянии на здоровье. Знания о медицинских последствиях злоупотребления спиртными напитками будут оставаться для него в какой-то мере «мертвым капиталом». Особенно это касается детей и подростков, которые еще только выбирают для себя подходящую деятельность, ищут ответ на вопрос, чем заняться в жизни. Информация о вреде алкоголя для здоровья сама по себе, без конкретного указания, для какой деятельности (профессии) употребление спиртных напитков является недопустимым, не будет иметь достаточного воспитательного значения.

В антиалкогольной пропаганде необходимо, как подчеркивают Б.С. Братусь и П.И. Сидоров, показывать, что «спивается не сам по себе организм, а человек», проделывающий достаточно сложный и долгий путь к алкоголизму. Формирование алкогольной зависимости, особенно ее самых ранних этапов, социально-психологические, внешние и внутренние психологические условия развития пристрастия к спиртному, социальные и психологические последствия бесконтрольного его потребления, являющиеся как бы «вехами» на пути к алкоголизму, — такое содержание антиалкогольной пропаганды более обоснованно с психологической точки зрения и более эффективно, чем разъяснение медицинских последствий алкоголизации само по себе. В докладе экспертов ВОЗ по проблеме алкоголизма (1985 г.) указывалось на значение информирования населения о социальных последствиях потребления алкоголя для превентивных (профилактических) мер в борьбе с алкоголизмом. Это информирование, облекаемое в различные формы, составляет основную часть программ «алкогольного образования», а точнее, антиалкогольного воспитания. Как известно, в воспитании человека большую роль играют жизненные примеры, идеалы, образы героя («каким быть») и антигероя («каким не надо быть»). В антиалкогольном воспитании личность алкоголика играет роль антигероя, его жизненный путь — пример того, как не надо жить. Правильное освещение вопросов формирования личности алкоголика является очень важным аспектом антиалкогольной пропаганды.

Как было показано в предыдущих главах, научные представления о личности алкоголика складывались противоречиво, в обстановке острых научных дискуссий, становления весьма противоположных точек зрения. Научный поиск — процесс безостановочный: появление новой теории или гипотезы, которая объединяет единой идеей множество фактов и, казалось бы, хорошо и полно объясняет изучаемое явление, чаще всего с самого начала порождает и критическое противодействие, поиск и нахождение новых фактов и результатов, опровергающих возникшее целостное понимание феномена. И вновь анализируемый объект словно рассекается на отдельные части аналитическим скальпелем исследователей. Затем снова рождается более или менее целостное видение объекта исследования в форме гипотезы или теории. К настоящему времени мы не можем утверждать, что создана теория «личности алкоголика», — имеются лишь гипотезы более или менее доказательные. Анализ научных данных показывает, что существует вариабельность психических свойств, стилей жизни, предрасполагающих к алкоголизму. Можно говорить лишь о некоторых общих тенденциях, улавливаемых тем или иным методом исследования, общих закономерностях формирования личности больного алкоголизмом, но не о типичных признаках «алкогольной личности».

В то же время в жизни, в обыденном сознании людей устойчиво укрепился и передается из поколения в поколение образ «настоящего алкоголика», который обладает относительной цельностью и признаками типажа. К этим признакам относятся такие определения алкоголика, как «пропащий», «конченый человек», «стоящий одной ногой в могиле» («бутылке»), «неудачник», «слабый», «безвольный человек», порвавший все нормальные связи с обществом и другими людьми. Внешними атрибутами «имиджа» алкоголика устойчиво держатся такие признаки, как красный, опухший (иногда синий) нос, бессмысленное выражение, небритое лицо, неряшливость в одежде («подзаборный пьяница») и т.д. Особенно популярен такой образ алкоголика в плакатных формах антиалкогольной пропаганды. По санитарным бюллетеням, стендам, плакатам кочует привычный стереотип — карикатурно утрированный «забулдыга» с опухшим лицом и сизым носом, неряшливо одетый, с обязательными атрибутами: бутылка, рюмка, могила, грязь, запустение жилища и т.д. Однако в реальной жизни большинство больных алкоголизмом вне стадии тяжелого опьянения или похмелья — это обычные люди. Как правило, узнавание самого себя в образе «настоящего алкоголика» не происходит ни у больных алкоголизмом, ни, тем более, у злоупотребляющих алкоголем без явлений зависимости. Образуется слишком большая психологическая дистанция, разрыв между образом собственного «я» и предлагаемым для идентификации образом «настоящего алкоголика».

Стереотипный образ «настоящего алкоголика» включает в себя признаки наиболее тяжелой, далеко зашедшей стадии алкоголизма, в которой происходят распад личности, потеря социальных связей, деморализация человека. Как считают А.К. Качаев и В.В. Политов, негативное отношение общества к алкоголикам, отраженное в бытующем представлении «настоящего алкоголика», направлено лишь на тяжелые проявления алкоголизма, и то же самое общество «обходит молчанием» ненаркоманические формы злоупотребления спиртным и начальные проявления болезни. Утрированный, чрезвычайно сгущенный образ алкоголика, таким образом, не затрагивает большинства форм злоупотребления спиртным и объективно «покровительствует», способствует развитию процесса алкоголизации. Алкоголики даже перед лицом неопровержимых доказательств пагубных последствий злоупотребления спиртным не признают себя больными. В целях «самозащиты» они используют понятие о «настоящем алкоголике», иногда несущественно изменяя его содержание, слегка «сгустив краски», чтобы доказать себе и окружающим, что они «совершенно не похожи» на того, кто является настоящим алкоголиком.

В данном случае мы сталкиваемся с проблемой семантической двусмысленности термина «алкоголик»: с одной стороны, он обозначает человека с признаками алкогольной болезни; с другой — нарицательное имя, обозначающее опустившегося пьянствующего человека. То же самое относится и к термину «алкоголизм». Это и комплекс специфической патологии человека, связанный с потреблением спиртных напитков, и социально-культурный феномен на уровне популяции, как это описано выше.

Избежать двусмысленности этой терминологии можно, очевидно, оперируя другими понятиями, Например «алкогольная зависимость». Этот термин включает в себя практически все формы злоупотребления алкоголем: как самые начальные проявления алкогольной болезни, так и самые тяжелые. Кроме того, термин «алкогольная зависимость» позволяет включать в антиалкогольную пропаганду все современные научно-медицинские, психологические и другие данные о процессе привыкания к алкоголю, предрасположенности к нему в условиях формирования алкоголизма, не впадая в излишнюю морализацию в данном вопросе. Чрезмерные нравоучения не помогают, а, наоборот, препятствуют формированию у населения разумного отношения к спиртному.

Отношение здорового человека к алкоголю можно описать как эмоционально нейтральное. Спиртные налитки не являются сколько-нибудь значимыми в его жизни, он не преувеличивает значение их употребления, не «жаждет» их, но и не боится, «как огня», — он нейтрален. Как показали наши исследования эмоционального отношения к первому контакту с алкоголем у больных алкоголизмом и подростков, имеющих и не имеющих опыт выпивок, особое эмоциональное отношение к этому является основой для последующего развития алкогольной зависимости. Эмоционально нейтральное отношение к спиртному служит одним из препятствий развития алкоголизма. Избегание алкоголя, вызванное только лишь страхом последствий, наказаний, не может «работать» долго, хотя бы потому, что в некоторых ситуациях страх может исчезнуть и психологический доступ к спиртному станет свободным. Значительно дольше и надежнее «работают» мотивы достижения. Более благоприятен прогноз при уже сформированной алкогольной зависимости, если у человека преобладают мотивы достижения. Установка на трезвость после лечения от алкоголизма реализуется лучше и полнее у тех, кто видит смысл лечения для достижения чего-то в своей жизни: получение образования, профессиональный рост, семейное благополучие, физическое и интеллектуальное саморазвитие и т.д.

Личность больных алкоголизмом и предрасположенных к алкоголизму людей поэтому резоннее описывать в антиалкогольной пропаганде как личность, остановившуюся в своем социальном и психологическом развитии. Это наиболее существенное и общее определение. Такое определение сразу же выводит на круг вопросов, связанных с пропагандой здорового образа жизни: преодоление барьеров на пути развития личности, непрерывное образование, высокий уровень активности человека, умение преодолевать стресс и трудности без искусственного притупления эмоциональности (алкоголь, транквилизаторы, наркотики, токсические вещества и др.), проблемы общения и межличностных взаимоотношений, здоровье, семейные и производственные отношения, полноценное и счастливое отцовство и материнство и т.д.

Как свидетельствует наш опыт психотерапии и консультирования по вопросам алкоголизма, неврозов и других пограничных нервно-психических заболеваний, собственная судьба, возможность изменить свою жизнь в лучшую сторону, сделать ее полнокровнее интересует всех пациентов.

В общении с людьми разочарованными, раздраженными, пессимистичными, унылыми, сетующими на свою «неудавшуюся жизнь», а поэтому цепляющимися за разного рода пагубные привычки (злоупотребление алкоголем), единственной опорой остается апелляция к их личности, нереализованным планам и мечтам, потенции к различным видам деятельности и творчеству, не нашедшим еще своего воплощения духовным ресурсам, способностям. Врачам, психологам и педагогам, занимающимся антиалкогольной пропагандой, есть что сказать по этому поводу. Задача пропаганды здорового образа жизни, и как более частное определение — трезвого образа жизни, состоит в том, чтобы побуждать человека на то, чего он еще не видел, не изведал, не осознал, к чему еще сознательно не стремился, а не только показывать ему, что он может потерять, пропить. Эффективность профилактики алкоголизма и других нервно-психических расстройств тесно связана с формированием у человека конструктивных мотивов, повышением его психологической и социальной активности





Комментарий к статье