Побуждение к труду в новых условиях хозяйствования

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


8. Много лет одним из средств побуждения к труду считалось соревнование. В хозяйственной деятельности, пожалуй, ничто так тесно не связано с сознанием, психологией трудящихся, как соревнование. Станет ли работник активным участником трудового состязания, во многом определяют особенности психологии каждого. Сразу же можно сказать, что желание получить больше другого работника (или столько же) не обязательно вызывает у человека стремление трудиться так же напряженно. Ведь больше можно получить за счет замаскированного брака, выбивания (выпрашивания) более выгодного задания и т. д. Кроме того, нельзя полагать, будто все люди будут напрягаться (или перенапрягаться) из желания заработать больше соседа. Едва ли не решающее значение имеют самооценки и притязания личности.

Психологи проделали простой эксперимент. Предложили испытуемым три задачи. Им сообщалось, что первая задача очень трудная, вторая — средней трудности, а третья — легкая. Надо было решить их, начиная с любой. По результатам эксперимента испытуемые разделились на четыре группы. Первая приступила сначала к трудной задаче и, решив ее, также успешно справилась с двумя другими. У этих испытуемых выявилась адекватно высокая самооценка, то есть они обладали способностями, достаточно развитыми для успешного решения трудных задач. Плюс к тому они знали себе цену, правильно рассчитали свои возможности. Другая группа начала решение с легкой задачи, с ней не справилась, как не справилась и с двумя другими. Данной группе присуща адекватно низкая самооценка. Из оставшихся групп в одной оказались испытуемые с низкой неадекватной самооценкой (они хотя и начали решение с легкой задачи, но затем последовательно решили среднюю и самую трудную), а в другой — с высокой неадекватной самооценкой (эти начали работу с самой трудной задачи, не справились, потерпели неудачу и со средней, но самую легкую все же решили).

Попробуем эти данные спроектировать на соревнование. Речь пойдет об индивидуальном трудовом состязании. Будет ли соревноваться рабочий с неадекватно низкой самооценкой со своим товарищем, у которого неадекватно высокая самооценка, если даже резервы человеческого фактора у них объективно одинаковы? На этот вопрос нельзя ответить однозначно безотносительно к конкретным людям. Во всяком случае можно взять под сомнение, что эти два работника включатся в состязание друг с другом. Один не будет считать «скромного» серьезным соперником, а другой вряд ли решится бросить вызов самоуверенному работнику. Охотно напросится ему в соперники человек с неадекватно высокой самооценкой и неизбежно потерпит поражение, после чего может или утратить интерес к делу, или, движимый уязвленным самолюбием, возьмется за еще более непосильную задачу. Следовательно, нельзя исходить при организации соревнования из широко распространенной точки зрения, согласно которой любой человек склонен к состязанию, соревнованию с другим человеком.

Бесспорно, что в соревнование внутренне (с большим желанием, с намерением выиграть и уверенностью в том, что борьба пойдет на равных и успех возможен) включается далеко не каждый работник. Это говорится не для того, чтобы отрицать потенциальную возможность 100%-ного охвата соревнованием всех трудящихся. Такой охват, по нашему твердому убеждению, возможен, но только в том случае, если проведена специальная психологическая подготовка людей к соревнованию на основе данных психологического исследования в конкретном коллективе.

Психологический фактор в социалистическом соревновании не сводится к проблеме желания или нежелания работника участвовать в нем. Состязание за достижение высоких рубежей, порождающее резкую дифференциацию успехов в труде, может иногда даже приходить в противоречие с интересами производства. Для достижения высоких показателей победителям соревнования надо вырваться далеко вперед по сравнению со средним уровнем, а производство требует согласованности действий всех членов коллектива. Ради нее основной массе работающих приходится равняться не на передовиков, а на отстающих, а это приводит к снижению собственных результатов. Не все способны на такое, о чем свидетельствуют данные психологического исследования.





Комментарий к статье