Среди многообразия требований, предъявляемых к руководителю, ведущим, главным для оценки его личности Является отношение к перестройке. Сегодня важными задачами остаются преодоление застойных процессов, слом механизма торможения, организация практической работы по реализации экономической и политической реформ. В этих условиях каждый руководитель должен для себя определить, каково его отношение к застойным процессам, как он их оценивает, видит ли причины их возникновения и пути преодоления, готов ли он лично пересмотреть свои собственные позиции, насколько он сам продвинулся в теоретическом и практическом освоении концепции перестройки. В какой мере руководителю удается повести возглавляемый им коллектив на решение проблем перестройки — центральный вопрос в оценке качеств руководителя.
Перестройка в обществе предполагает перестройку и в психологии людей, в первую очередь в их мышлении. Поскольку перестройка осуществляется и в политической структуре советского общества, и в экономической сфере, то она сопряжена с изменением как политического, так и экономического мышления.
Сам по себе термин «политическое мышление» но новый. В ленинских, работах он употребляется часто. Так, в статье «О фракции сторонников отзовизма и богостроительства» В. И. Ленин, высмеивая схоластические умозаключения фракционеров, замечал: «Вместо того, чтобы политически мыслить, вы цепляетесь за «яркую» вывеску и от этого оказываетесь в положении партийных иванушек» (Поли. собр. соч. Т. 19. С. 75). А в работе «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» ставится задача «вырабатывать необходимые знания, необходимый опыт, необходимое — кроме знания и опыта — политическое чутье, для быстрого и правильного решения сложных политических вопросов» (Поли. собр. соч. Т. 41. С. 53). «Политическое чутье» здесь означает, если прибегнуть к психологической терминологии, политическую интуицию — качество чрезвычайно важное для руководителя любого ранга.
В настоящее время центральное место среди характеристик, описывающих политический облик личности, отводится мировоззрению как системе взглядов на природу, общество и мышление. Мировоззрение — своего рода база политического мышления. Эти понятия не подменяют друг друга. Мировоззрение — самый высокий уровень обобщения, обеспечивающий целостное видение глобальных закономерностей общественного развития. Политическое мышление может рассматриваться как способ связи мировоззрения с динамично изменяющимися социальными явлениями и процессами. Мировоззрение не может содержать полный набор готовых ответов на все вопросы, возникающие у личности в условиях исключительно динамичных изменений в мире. Политическое мышление призвано, опираясь на мировоззрение, помогать личности формулировать свою социальную позицию в каждом конкретном случае, определять форму и содержание политического поведения.
Политическое поведение личности в условиях перестройки заметно осложняется в связи с тем, что за годы культа личности у нас сложилось мифологизированное мировоззрение. Если на уровне теоретических построений мифы еще могут создавать видимость правдоподобия, то, реализуясь в политическом поведении личности, они обнаруживают свою несостоятельность, противостоят формированию нового политического мышления.
Политическое мышление тесно связано с профессиональным, «деловым» (в том числе экономическим) мышлением. Расчленять эти понятия можно лишь для удобства теоретического анализа..
Взаимосвязь политического и экономического мышления руководителя особенно явственно обнаруживается с возрастанием роли воспитательного аспекта хозяйственной деятельности. Если еще недавно хозяйственный руководитель мог сказать, что его дело — производство, а воспитанием должны заниматься общественные организации, то сегодня такая постановка вопроса совершенно неприемлема. Понимание необходимости единства хозяйственной и политико-воспитательной, организаторской и идеологической работы — непременное условие успеха деятельности руководителя.
В современных условиях особое значение приобретает единство слова и дела. В психологическом отношении это требование означает усиление связи между политическим мышлением и политическим поведением. Оба понятия отражают две стороны социальной активности руководителя. Первое соответствует духовной, внутренней грани активности, второе — материальной, внешней, непосредственно практической деятельности личности. Политическое воспитание специалиста призвано учить его не только политически грамотно мыслить, но и политически зрело действовать.
Конечно, нельзя представлять себе дело таким образом, что политическое поведение проявляется исключительно только в сфере политической деятельности. Оно органически взаимосвязано с профессиональной деятельностью, составляет ее смыслообразующую основу. В свою очередь результативность профессиональной деятельности руководителя служит одним из важнейших критериев зрелости его политического мышления и политического поведения.
Можно указать на целый ряд качеств политического мышления руководителя. Вот некоторые из них: глубина политического мышления (умение видеть отдаленные последствия тех или иных решений, действий), широта (умение рассматривать конкретные события, действия в широком политическом контексте), непротиворечивость (четкость движения политической мысли к зрелым выводам и обобщениям), гибкость (умение определять политическую линию поведения в нестандартных социальных ситуациях) и др.
Политическое мышление руководителя, как и экономическое, не является раз и навсегда сложившейся характеристикой личности. Оно непрерывно претерпевает изменения. Основы для его формирования закладываются еще в школе, затем процесс продолжается в вузе, на предприятиях. Перестройка заставляет во многом по-новому подойти к системе политического и экономического образования руководителей, имеющей в качестве важнейшей цели формирование нового типа политического и экономического мышления.
Это касается также изучения общественных наук. В практику их изучения требуется внести коррективы. Марксистско-ленинская теория — это в первую очередь методология анализа социальной практики. Но масштабы социальной практики в социальных действий народных масс в целом и отдельной личности не тождественны друг другу. Изучение общественных наук порой ограничивается глобальным масштабом, будто каждому специалисту придется возглавить по меньшей мере классовую борьбу во всем мире. Вот и получается, что иной руководитель свободно толкует о всеобщих закономерностях, но когда речь заходит о политической оценке конкретных событий локального масштаба, непосредственным участником или свидетелем которых он стал, то зачастую оказывается методологически безоружным.
Выло бы, конечно, грубой ошибкой, опасной в политическом отношении, умалять значение усвоения общих закономерностей общественного развития. Теоретическая база абсолютно необходима. Вместе с тем важно, как учил В. И. Ленин, не принижать идейно-политического содержания даже самой скромной, неяркой, мелкой на первый взгляд работы. Исходя из этого требуется вооружить руководителей методологическим инструментарием для микросоциального анализа локальных событий. Для этого теперь созданы необходимые организационно-правовые предпосылки: Госкомобразование СССР разрешил вузам ввести преподавание социологии, политологии, социальной психологии.
Формирование политического мышления ее является исключительной прерогативой только общественных наук. Гуманитарные, естественные и технические науки также располагают немалыми резервами. Возьмем, например, технические дисциплины, которые, казалось бы, дальше всех отстоят от рассматриваемой нами проблемы. Преподавать чисто технические и технологические вопросы можно технократически, не добиваясь воспитательного эффекта. Но можно обратиться к истории создания машин, ввести слушателей в атмосферу творчества конструкторов, в жизнь заводских цехов и участков, где приходится встречаться с немалыми трудностями при освоении нового образца техники. Словом, если изучать не просто овеществленный в металле труд, но так или иначе обращаться к живому труду многих и многих людей, создающих машины, технические знания будут усвоены в контексте человеческих проблем, а это даст мощный воспитательный эффект, научит слушателей мыслить не только технически, но одновременно и политически. Заслуживают глубокой признательности и благодарности преподаватели, умеющие превратить сухие лекции и семинары в одухотворенные и интереснейшие занятия, приучающие слушателей мыслить широко, системно, по-государственному.
Еще большими возможностями для формирования политического мышления располагают экономические дисциплины. Ведь политика — это концентрированное выражение экономики, поэтому привить специалисту навыки экономического мышления — значит научить его мыслить политически. Экономические выкладки, например, о затратах ресурсов и производстве продукции сами по себе могут и не дать воспитательного эффекта, если они не осмыслены с точки зрения задач общественного развития. Социалистический хозяйственный механизм выполняет не только собственно экономическую функцию, заключающуюся в удовлетворении потребностей народного хозяйства и населения. Он одновременно представляет собой «воспитывающий механизм», прививающий советскому человеку чувство хозяина страны, бережного отношения к социалистической собственности и т. п. Руководитель не может быть только специалистом или только экономистом, он должен видеть социально-политическую роль экономики, глубоко понимать ее и учитывать в своей работе. Развитое политическое мышление позволяет грамотно ориентироваться в сложнейших хозяйственных проблемах.
В современных условиях руководителю мало обладать теоретическими знаниями, мало глубоко усвоить эти знания, хотя зрелое политическое мышление сформировать без этого невозможно. Необходимо еще овладеть системой политических умений.
Одно из них — умение давать политическое объяснение повседневных событий, явлений, фактов. В реальной социальной практике возникает множество вопросов, не относящихся, казалось бы, к политике как таковой, но при определенных обстоятельствах затрагивающих интересы социалистического государства и поэтому получающих политическое звучание.
Руководителю в наше время необходимо больше общаться с трудящимися. Сама жизнь заставляет его выступать в коллективах, на митингах и различных встречах. Дать политическое объяснение — значит показать, как соотносится событие с интересами слушателей, какое влияние оно может оказать на умы и чувства различных социальных групп. Руководителю необходимо уметь объяснить любое событие таким образом, чтобы оно было воспринято людьми близко к сердцу, порождало чувство причастности к нему и желание проявить высокую политическую и трудовую активность.
Рассмотрим конкретный пример. Допустим, на предприятии увеличиваются нормы выработки. С точки зрения здравого смысла на уровне обыденного сознания подобное новшество может быть внутренне не принято рабочими. Задача руководителя заключается в том, чтобы осветить нововведение в контексте государственных интересов и интересов всего советского народа, доказать, что повышение норм обусловлено повышением технического уровня производства и, следовательно, не ведет к ухудшению материального благополучия рабочих. Подобное умение не дается человеку от рождения, этому надо учиться.
В условиях перестройки стало невозможным уходить от так называемых острых вопросов, которых становится все больше и больше. Руководителю надо учиться отвечать на них. Учиться надо также искусству полемики, политической дискуссии, убеждения и переубеждения. Подобный опыт нужен руководителю не только для активного участия в общественно-политической работе. Дискуссии оттачивают политическое мышление личности, помогают овладеть формами и методами влияния на умонастроения в трудовом коллективе.