Толпа и ее психологические рычаги

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Психологический механизм, обусловливающий «безумство» людей в подобных случаях, хорошо раскрыл на своем собственном жизненном опыте видный советский психолог заслуженный деятель науки РСФСР К. К, Платонов. Предоставим ему слово.

«Начав писать эту книгу, я неожиданно и тяжело заболел. У меня были острые боли от камней в почках, а оперироваться было нельзя из-за гнойного нарыва на руке. Вместо терпеливого и последовательного лечения у одного какого-либо врача я начал метаться и жадно прислушиваться к слухам.

— А вот в Казахстане камни лечат оливковым маслом.

— Вот во Владивостоке есть врач, чудеса делающий с растворением камней в почках магнитной водой.

— В ФРГ появилось новое чудесное средство,

— Нет, еще более чудесное средство появилось в Чехословакии.

Народная мудрость давно отметила: утопающий хватается за соломинку. Мне хотелось верить, и я верил каждому из этих слухов, оправдывая свою веру тем, что урология чуть ли не самая отсталая отрасль медицины. Но главное — я хотел избавиться от болезни. Поиски мне давали надежду на это, а надежда — она ведь умеряет душевную боль как пантопон умеряет боль телесную.

Организм мой ослаб — ослабла и воля.

И вот однажды, во время приступа болей, я поймал себя на мысли, что, если бы ко мне пришел человек и сказал, что он лечит камни, прикладывая к животу крест, я согласился бы и на эту «процедуру» и оправдывал бы себя доводом:

— А может быть, у него крест радиоактивный..,» (Платонов К. К. Психология религии. М., 1967. С. 175—176).

Примером микропсихоза может служить также поведение некоторых людей, бросающихся сломя голову в магазин под влиянием слухов о якобы предполагаемом повышении цен на те или иные товары.

Есть основания предполагать, что новые обычаи и традиции зарождаются именно в такие периоды общественного возбуждения на основе наиболее распространенных я впечатляющих мнений и настроений. Перерастание мнений и настроений в обычай или традицию происходит как стихийно, так и под влиянием сознательных усилий людей. В первом случае утверждающаяся норма поведения может сначала иметь характер моды — динамического социально-психологического явления, несущего в зародыше некоторые признаки обычая.

Интересен следующий эпизод из жизни немногочисленного (всего 250 человек) племени мули, населяющего одноименный тихоокеанский атолл.

Общественные дела там обсуждаются раз в неделю (если не мешает погода) на общем собрании всего племени. Метод общения оратора с аудиторией мули весьма точно называют «словом». Они нашли способ придавать устному слову все его достоинство, благородство и силу воздействия. Оратор разговаривает с аудиторией, которая сидит, повернувшись к нему спиной.

Почему мули навязывали своим трибунам правило, которое наши цицероны сочли бы худшим для себя оскорблением?

В давние времена, как рассказали старики, некий ничтожный вождишко, великий ловкач и мелкий ум, произносил речи перед толпой, смущал души неустойчивых и гипнотизировал, завораживал слушателей своей бурной жестикуляцией, пугающей мимикой и вращением глаз. Мудрецы племени, наблюдая, как он неистовствует, задавались вопросом: какой же толк от таких выступлений? И они стали раздумывать над тем, как впредь не допустить, чтобы подобные ораторы сбивали народ с толку и доводили его до истерики. Они обнаружили, что этого можно добиться, если оратора будут только слушать. С тех пор на собраниях на оратора не смотрят, а внимают только его словам. И если доводы его слабя! или нелепы, то повлиять на людей он не может. Так родилось «слово» (См.: За рубежом. 1968. № 35. С. 26).

В приведенном примере обычай вырос преимущественно из группового мнения старейшин племени.

Если отвлечься от конкретных фактов, зарождение и становление статических социально-психологических явлений схематически выглядит следующим образом. Чаще всего отражение факта, события в духовной атмосфере общности сначала осуществляется в виде мнения и настроения. «…Настроение, возбуждение, убеждение масс должны проявляться и проявляются в действии», — писал В. И. Ленин (Полн. собр. соч. Т. 11. С. 58). Повторяющиеся действия людей образуют социальные привычки — наиболее широко распространенные статические социально-психологические образования. Они представляют собой способ реагирования людей на требования общества (класса, нации), способ отношения к социальным нормам поведения. Когда люди, составляющие ту или иную общественную группу и находящиеся в одинаковых условиях, начинают реагировать на требования общества сходным образом, то это означает, что в их поведении сложилась привычка (См.: Уледов А. Структура общественного сознания. М.: Мысль, 1968. С. 175). К этому следует добавить, что требования, в ответ на которые формируются социальные привычки, могут исходить не только от макрогрупп людей (общество, класс, нация и др.), но и от микрогрупп типа трудового коллектива, семьи, приятельской группы и т. д.

В повседневной жизни людей во все времена функционировало множество сменяющих друг друга социальных привычек, составляющих основу типичного для данной общности образа жизни. Те из них, которые в силу тех или иных причин закрепляются, превращаются в обычай. «Обычай — это установившиеся вследствие неоднократного неуклонного применения в течение длительного времени правило; регулирует поведение людей в определенной области общественной жизни» (Малая Советская Энциклопедия. М., 1960. Т. 6. С. 808). Обычаям, отвечающим интересам господствующего класса, государство придает силу закона, другие обычаи существуют стихийно, поддерживаются лишь неформальными санкциями.

Наиболее жизнеспособные обычаи, соответствующие коренным интересам людей и надежно регулирующие поведение в особо важных сферах социальной практики, называются традициями. Некоторые традиции и обычаи народов приходят в противоречие с реалиями сегодняшней жизни, с нравственными принципами и правилами общежития в советском обществе (например, обычай продавать невест). Но при соприкосновении органов власти с обычаями и традициями надо помнить, что нет и не может быть рецептов, которые годились бы на все случаи жизни и успешно решали все проблемы. Если ставится задача изучения того или иного отрицательного социально-психологического феномена, то нельзя ограничиваться фиксацией его внешних проявлений и их оценкой. Борьба с отрицательными обычаями или традициями не может вестись с помощью запретов и принуждения. Направленное на разрушение обычая (традиции) воздействие вызывает к жизни многократно усиленное противодействие. Подобное же противодействие встречает и попытка насаждения новых обычаев силой принуждения, если они почему-либо внутренне не принимаются людьми.

Весьма поучительна в этом отношении история «освоения» картофеля, завезенного в Европу из Америки. Церковь назвала его «чертовым яблоком», врачи считали его вредным для здоровья, агрономы утверждали, будто он истощает поля. Дело доходило даже до картофельных бунтов среди населения. Успеха удалось добиться только с помощью обходного маневра, опирающегося на знание психологии людей. Вот как это было, например, во Франции.

Знаменитый французский агроном Антуан Пармантье, будучи в плену в Германии, питался картофелем. Вернувшись на родину, он задался целью внедрить его на французских полях. Однако долго не мог никого переубедить — соотечественники не признавали картофеля. Тогда Пармантье пошел на хитрость. В 1787 г. он добился от короля разрешения посадить картофель на земле, известной своим плохим плодородием. По его просьбе поле охранял вооруженный отряд королевских солдат в полной парадной форме. Но только днем, а на ночь охрана снималась. И тогда народ, привлеченный запретным плодом, начал по ночам выкапывать картофель и сажать его у себя на огородах. А этого и добивался хитроумный агроном.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.





Комментарий к статье

Войти с помощью: 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: