X

ОПРЕДЕЛЕНИЯ И РАННЯЯ ИСТОРИЯ

В течение многих столетий покрытый тайной и мифами гипноз многие рассматривали с подозрением. В то же время он привлекал внимание наиболее известных исследователей человеческого поведения. Гипнозу были посвящены серьезные исследования Зигмунда Фрейда, Альфреда Вине, Уильяма Джеймса, Вильгельма Вундта, Кларка Халла, Эрнеста Р. Хил гарда и других светил психологии.

И все же только недавно гипноз начал получать то признание, которого заслуживает. Он стал предметом интенсивных исследований в психологических лабораториях всего мира (см. Fromm & Nash, 1992; Kirsch & Lynn, 1995; Lynn & Rime, 1991a), также как доказательства его терапевтической эффективности. Специальный выпуск Международного журнала клинического и экспериментального гипноза, посвященный теме «гипноз, как эмпирически подтвержденное клиническое вмешательство», документально подтвердил эффективность гипноза и перспективность его использования в лечении широкого спектра различных состояний и расстройств — от острой и хронической боли до ожирения (см. Lynn, Kirsch, Barabasz, Cardena,& Patterson, 2000). Кроме того, мета-аналитические обзоры, синтезирующие полученные в многократных испытаниях данные, показали, что гипноз увеличивает эффективность и психодинамической, и когнитивно-поведенческой психотерапии (Kirsch, 1990; Kirsch, Montgomery, & Sapirstein, 1995).

Существует множество причин, почему гипноз принимают так медленно. Одна из них — драматический характер его эффектов. Кажется, что многие люди во время гипноза теряют контроль над своим обычно произвольным поведением; у некоторых проявляется временная, избирательная амнезия; другие могут сообщать том, что видят и слышат вещи, не присутствующие в действительности, и могут не видеть или не слышать того, что происходит вокруг. Поведение загипнотизированных людей и их сообщения о переживаниях такого рода казались настолько необычными, что многие исследователи полагали, что эти феномены обязаны своим возникновением особому состоянию сознания, обычно называемому трансом.

Концепция транса — это еще одна причина для широко распространенного — но в настоящее время уменьшающегося — нежелания изучать гипноз и применять его в клинической практике. Она может отпугивать и клиницистов, и пациентов. «Погружение человека в транс» — это звучит очень серьезно. Что, если человек застрянет там и не сможет выйти? Данные, накопленные в результате контролируемых экспериментов, должны рассеять опасения такого рода. Состояние сознания, вызванное типичной гипнотической индукцией, выглядит нисколько не отличающимся от состояния, вызванного негипнотическим тренингом релаксации (Edmonston, 1981; Kirsch, Mobayed, Council, & Kenny, 1992; E. Meyer & Lynn, 2004). Но хотя большинство исследователей пришли к выводу, что гипнотические ответы обязаны своим возникновением не гипнотическому состоянию или состоянию транса (см. Kirsch & Lynn, 1995), но гипноз — это и не просто расслабление. Гипноз можно навести инструкциями расслабиться или «собраться» (почувствовать себя энергичным). Гипноз можно вызвать у человека даже во время усиленной тренировки (Banyai, 1991; Banyai& Hilgard, 1976). Проблема, является ли гипноз измененным состоянием сознания, состоянием транса — все еще спорная и будет подробно обсуждаться нами в заключительной главе.

Natali:
Еще статьи