Зырянова Надежда Михайловна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психогенетики МГУ им. М.В. Ломоносова. Сфера профессиональных интересов: психогенетика, дифференциальная психология, социальные изменения и развитие, коучинг. Автор ряда книг и более 70 статей. Тематика научных исследований: «Психологические особенности воспитания близнецов», «Социальные изменения и когнитивное развитие», «Коучинг в обучении», «Коучинг как путь личностного развития».
В подростковом возрасте отношение школьников к учебной деятельности претерпевает серьезные изменения. Прежде всего, снижается их учебно-познавательная мотивация. Приобретение знаний уже не поддерживается непосредственным интересом подростков к учебе, как это было в начальной школе, и учение нередко превращается в скучную, тягостную обязанность.
Для того чтобы школьник относился к учебе более осознано, знания, которые он получает в школе, должны приобрести для него личностный смысл. Но этого часто не происходит. Многие вообще считают, что учатся они не для себя, а для кого-то другого: для родителей, учителей, классных руководителей, администрации школы и др. Учеба для многих школьников, даже старших и выпускных классов, является нелично значимой целью, а нудной обязанностью, от которой хочется как можно скорее избавиться. В результате они относятся к учебной деятельности формально, не стремятся к высоким результатам, не реализуют свой потенциал. Следует признать, что все вышесказанное относится не ко всем школьникам подросткового возраста, есть среди них и такие, кто учится осознанно, с интересом и находит в учебной деятельности личностный смысл, но их, к сожалению, не так много.
Помочь подросткам перестать быть пассивными потребителями образовательных услуг, стать активными, сознательными учениками, относиться к учебной деятельности как к лично значимой может коучинг.
Поддержка и консультирование
Коучинг-такая форма консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков.
В последние годы коучинг становится все более и более популярным. Зародившись в сфере спорта — как индивидуальное сопровождение спортсменов с целью достижения наивысших результатов, коучинг уверенно занял свое место в сфере бизнеса и профессионального обучения. Возможно, в ближайшее время коучинг придет и в сферу школьного образования.
Согласно более узкому определению, коучинг — это процесс выявления целей человека и выработки оптимальных путей их достижения. Цель коучинга в обучении — помогать учащимся учиться активно и сознательно, поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания, способствовать тому, чтобы они мог ли максимально использовать свой потенциал, развивать навыки, лучше выполнять свои учебные обязанности и в результате-достигать желаемых результатов.
Процесс коучинга складывается из нескольких этапов: постановка цели, осознание ее реальности, анализ необходимых составляющих успеха, имеющихся возможностей, определение путей достижения цели, выбор стратегии действий, направленных на достижение цели, мониторинг достижения цели и анализ результатов.
Первый шаг на этом пути, в котором учащимся может помочь коуч: осознать их личную потребность в обучении. Мэй и Лэнк в своей в книге «Власть обучения» (1994) сформулировали кредо обучения специалистов. В отношении к учащимся школы это кредо можно представить следующим образом.
Ученик не должен питать иллюзий относительно того, что его обучение и достижение целей (например, успешное окончание школы и подготовка к поступлению в вуз) — это забота школы и учителя. Ему необходимо осознать, что обучение и развитие являются, прежде всего, его личными задачами. На этом пути ему поможет совместная работа с коучем, который будет оказывать действенную помощь, поддержку, делиться опытом. Для успешного достижения своих целей необходима поддержка и признание его успехов со стороны всего класса, коллектива учителей и родителей.
Поверить в свои возможности
Основная задача коуча — поддерживать у учащихся уверенность в своих силах, сформировать у них адекватную самооценку. Вера учащихся в свои возможности, степень их осознания способствуют высокой учебно-познавательной мотивации и формированию ответственности за свою учебу.
Коучинг может считаться осуществленным только в том случае, если учащийся приходит к искреннем у осознанию необходимости учебной деятельности для достижения своих личных целей. Задача коуча — помочь ему прийти к этому осознанию. Как пишут Парс-лоу и Рэй, «вы не можете никого ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет; вы можете привести лошадь на водопой, но не в ваших силах заставить ее пить!» (Пар-слоу Э., Рэй М., 2003). Очень важно, чтобы ученик в совместной работе с коучем смог определить свои личные цели, прийти к пониманию того, для чего ему необходима учебная деятельность.
Учебная деятельность может считаться эффективной только в том случае, если учащийся принимает на себя ответственность за ее результаты. Полезным здесь является совместное с коучем планирование процесса коучинга (достижения цели) и составление его плана. В этот план должны быть включены ответы на основные вопросы коучинга: «Что именно необходимо достигнуть?», «Как это конкретно будет выглядеть?», «Зачем это нужно?», «Как узнаете о том, что достигли желаемого?», «Когда этот процесс начнется?», «Когда этот процесс завершится?», «Что конкретно следует делать?», «Какие возможны препятствия на этом пути?» и т.д.
Размышляя о будущем
Определение целей, к которым подросток будет стремиться, не такая простая задача. В подростковом возрасте (как пишет С.В. Кривцова в главе, посвященной проблемам целеполагания у подростков, см. «Подросток на перекрестке эпох», 1997), учащийся не всегда видит связь своего будущего с сегодняшним днем. Часто он вообще старается не думать о будущем. Многие подростки, и не только неблагополучные, испытывают неосознанный страх перед ним, который не позволяет найти путь к самореализации. С.В. Кривцова считает, что этот страх возникает далеко не случайно, а является результатом прошлых неудач.
Хотя к 13-14 годам каждый подросток уже задумывается о своих ценностях и о том, чего он хочет достичь в своей жизни в соответствии с ними, зачастую он всячески избегает двигаться в направлении этих целей, ставить их и подчинять им свою жизнь.
С. В. Кривцова отмечает, что для многих подростков характерна инфантильная попытка как можно дольше оставаться в детском состоянии, которая естественным образом и приводит к необязательности, так как только дальние жизненные планы проясняют смысл любых дополнительных усилий, а такие планы у них отсутствуют. Эта необязательность, в свою очередь, приводит к снижению их самооценки и самоуважения. Она отмечает, что для подростков крайне необходима систематическая работа по согласованию ближних и дальних перспектив, но эта работа не проводится, ее не умеют вести ни учителя, ни родители, ни школьные психологи.
Из этого нужно сделать вывод, что необходима специальная работа с подростками, обучающая их целеполаганию, планированию и навыкам достижения поставленных целей, т.е. именно то, что может делать коуч. Особое внимание при проведении коучинга в подростковом возрасте следует уделять определению частных целей (промежуточных результатов) и составлению плана их достижения. Коуч вместе с подростком должен осуществлять постоянный мониторинг процесса достижения промежуточных целей и оценку достигнутого, которая проводится после каждого этапа. На этой стадии учащийся должен ответить на следующие вопросы: «Достигнуты ли поставленные цели?», «Какие изменения были внесены в планы и почему?», «Чему научил данный опыт?», «Что можно было бы сделать по-другому?» и т.д.
Коуч помогает школьнику учиться на собственных ошибках. В результате тот должен рассматривать свои ошибки и неудачи не как проигрыш или провал, а как возможность получить новый ценный опыт, который позволит продвигаться вперед. Вместо того чтобы ругать за ошибки и неудачи в учебе, стыдить за плохие результаты учебной деятельности, грозить последствиями («плохо сдашь выпускные экзамены — не поступишь в институт»), коуч создает атмосферу активного обучения.
Помощь отстающим
Особенно полезной может оказаться работа коуча с неуспевающими учениками. Такие ребята часто несут на себе клеймо «неудачников», они не верят в свои силы, имеют низкую самооценку. При этом они, как правило, остро переживают свои учебные неудачи, маскируя эти переживания безразличным или даже отрицательным отношением к учебе. Из-за низкой мотивации им необходима большая поддержка и помощь в создании плана достижения цели и осуществления его.
Работая с ними, нужно разбивать цели на мелкие задачи, совместно планируя каждый шаг. На начальном этапе можно заниматься их решением совместно с коучем, поскольку энтузиазм неуспевающего ученика может довольно быстро угаснуть, даже если он принял план и настроился на его выполнение.
Коучинг в школе может проводиться специально подготовленными коучами, а также школьными психологами, классными руководителями, кураторами и учителями, прошедшими соответствующую подготовку. В некотором отношении, коучи в школе могут брать на себя функции наставника.
Наставничество — более широкая форма деятельности, чем коучинг. Как пишут С.Торп и Д.Клиффорд в книге «Коучинг. Руководство для тренера и менеджера» (2004), наставник занимает более высокое положение, чем ведомый им человек, поэтому он может служить моделью, ориентиром для ведомого.
Как писал Клаттербак (1991), наставник -это человек, обладающий опытом, готовый делиться своими знаниями с менее опытными людьми в обстановке взаимного доверия. Он, как и коуч, помогает ученику раскрыть свои возможности и, как собственно наставник, обеспечивает ему эмоциональную поддержку. Он помогает учащемуся осмысливать ошибки, преодолевать спады в процессе достижения целей, укреплять мотивацию и уверенность в себе, формировать и поддерживать позитивное отношение к учебной деятельности. Для того чтобы успешно выполнять свои функции, школьный коуч (наставник) должен уметь строить доверительные отношения с учениками, помогать им в развитии самосознания и осознания своих сильных и слабых сторон.
В некоторых странах уже признана необходимость введения в школы должности общественного наставника. Так, например, в Англии в конце прошлого века была принята программа по общественному наставничеству учащихся государственных учреждений образования. Основная задача этой программы заключается в том, чтобы обеспечить каждому ребенку школьного возраста возможность обращаться к наставнику за помощью по максимально эффективному осуществлению учебной деятельности.
Будем надеяться, что когда-нибудь коучи и наставники появятся и в наших школах.