Диагностика родительско-детских отношений. Типология методик диагностики родительско-детских отношений

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

В консультативной практике подробное диагностическое обследование психического развития ребенка всегда нуждается в дополнении более подробным психологическим обследованием его межличностных отношений, особенно сложившихся в семье.

Психолога-консультанта интересует в этом смысле по крайней мере четыре аспекта:

  1. актуальные межличностные отношения между ребенком и родителями;
  2. их история, особенно в критических точках онтогенеза;
  3. межличностные отношения глазами их участников — детей и родителей;
  4. объективно фиксируемые межличностные отношения (детей и родителей) глазами психолога.

МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ (ПОДРОСТКОВ). Методика «Рисунок семьи» (КРС)

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Тест «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана дает богатую информацию о семейной ситуации так, как ее субъективно переживает сам ребенок. Тест помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, обнаружить, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.

Система оценки

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Для теста КРС разработана система количественной оценки.

Выделяются пять симптомокомплексов:

  1. благоприятная семейная ситуация;
  2. тревожность;
  3. конфликтность в семье;
  4. чувство неполноценности в семейной ситуации;
  5. враждебность в семейной ситуации.

О наличии соответствующего симптомокомплекса свидетельствуют следующие симптомы в рисунке (табл. 1).

Методика «Семья животных»

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Методика «Семья животных» является вариантом методики «Рисунок семьи» и используется как для более младших, так и для более старших детей в случае необходимости замаскировать цели обследования. Широко применяется за рубежом. Опыт же использования в России незначителен [см.: Венгер А. Д., 2003].

Главное отличие от первоначальной методики: ребенок рисует семью животных — тех, кого он выберет. Принципы интерпретации рисунка примерно соответствуют интерпретации исходной методики.

Пример использования методики

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Испытуемый Игорь, 7 лет (пример взят из работы Ю. В. Низков-ских [Низковских Ю. В., 2000]).

Барьеры на рисунке семьи (рис. 3) между фигурами (между мамой и папой стоит дом), отсутствие основных частей тела у некоторых фигур, изоляция отдельных фигур, отсутствие на рисунке некоторых членов семьи — все это свидетельствует о высоком уровне конфликтности в семье.

Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Адаптированный вариант детской методики для изучения межличностных отношений Рене Жиля является хорошим примером методик, в которых структура обследуемых межличностных отношений ребенка выходит далеко за пределы чисто родительско-детских отношений в семье [Гильяшева И. Н., Игнатьева Н.Д., 1994].

Методика «Межличностные отношения ребенка» Жиля — это визуально-вербальная проективная методика, состоящая из рисунков и текстовых задач. Изображения на картинках выполнены схематично, что облегчает процесс идентификации испытуемых с персонажами. Например, изображена семья, расположившаяся вокруг стола (см. рис. 6, а), или на прогулке за городом (см. рис. 6, б), или группа играющих детей, или детей, слушающих взрослого, или ссорящихся детей.

Различные варианты методики «Незавершенные предложения»

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

В исходной форме методика «Незавершенные предложения» является проективной личностной методикой. Однако представляется интересным использовать ее и для диагностики межличностных отношений ребенка в семье: модифицированная методика дает такую возможность.

В современной классификации проективных типов обследования личности методика «Незавершенные предложения» находится среди тех, которые основаны на дополнении — в них требуется завершить предложенный рассказ, картинку, предложение и т. п. Методика является достаточно простой по технике реализации и в то же время гибкой и легко приспособляемой для самых различных конкретных целей.

Порядок и последовательность обработки данных

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Обработка результатов, полученных с помощью методики «Незавершенные предложения», традиционно содержит качественный и количественный анализ.

Качественный анализ весьма разнообразен и определяется в основном тремя моментами:

  1. содержанием личностной или межличностной проблемы, исследуемой с помощью данного метода;
  2. теоретическими представлениями, имеющимися у исследователя, его опытом;
  3. конкретным вариантом используемых неоконченных предложений.

Модификация оценочно-самооценочной методики

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Эта методика [Лидере А. Г., 1991] является упрощенным вариантом известной методики REP. Ребенку предлагается специальный бланк, в первом столбце которого задан набор персонажей. Ребенок должен заполнить графы этого столбца, выбрав для каждого персонажа реального представителя из своих друзей, знакомых, родственников. Для некоторых персонажей допускается выбор литературного героя или даже вымышленного лица.

Детский апперцептивный тест. Детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Е.Бене — Е.Антони

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Детский апперцептивный тест считается методом «исследования личности посредством изучения динамической значимости индивидуальных различий в восприятии стандартных раздражителей» [Руководство к тесту КАТ, 1993, с. 4 ]. Однако среди картинок, которые предъявляют ребенку, есть такие, которые касаются проблем конкуренции и соперничества в отношениях между братьями и сестрами, отношений с родителями, отношений к родителям как супругам и проч. Именно поэтому авторы теста считают, что КАТ способен открыть динамику межличностных отношений, побудительных моментов, тревоги в родительско-детских отношениях и приемы защиты от нее.