Типологическая модель социальных характеров (Б. С. Братусь)

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Важнейшим для характеристики личности является типичный для нее, преобладающий способ отношения к другому человеку, людям и самому себе. С учетом этого выделяют несколько принципиальных уровней в структуре личности.

  1. Эгоцентрический. Определяется преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде и престижу, отношение к другим сугубо потребительское — помогает ли конкретный человек добиться личного успеха или нет, выгоден ли он. Следовательно, ближний выступает как вещь. Свое личное счастье и благо важнее всего, и не имеет значения, счастливы или несчастны другие.
  2. Группоцентрический. Человек идентифицирует себя с какой-либо группой, и отношение его к другим людям зависит от того, входят ли они в его группу или нет. Если да, тогда они ценны не сами по себе, а своей принадлежностью к такой группе, достойны жалости, уважения, снисхождения, прощения, любви. Если другой в эту группу не входит, эти чувства могут на него не распространяться, т. е. мир делится на «своих» и «чужих» Благо и счастье связаны с процветанием группы, с которой идентифицирует себя человек. Он не бывает счастлив, когда несчастье настигает его группу.
  3. Просоциальный, или гуманистический. Он предполагает, что человек ценит себя и других, признает равные права, свободы и обязанности. Ведущим является принцип: «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой». Счастье и благополучие подразумевают их распространение на всех людей, все человечество.
  4. Духовный, или эсхатологический. Взгляд на человека как на существо, жизнь которого не кончается вместе со смертью, а связана с духовным миром. Это уровень субъективных отношений человека с Богом, когда возникает ощущение связи с Творцом и представление о счастье как служении и соединении с Ним.

Все четыре уровня так или иначе присутствуют в каждой личности, в определенные моменты и ситуации побеждает какой-либо один уровень, а в иные — другой. Однако можно говорить и о некотором типичном для данного человека профиле, типичном устремлении. На его формирование влияют культура и образ жизни определенного общества.

Русская культура стремилась к реализации в человеке духовного, эсхатологического уровня: любое дело, чтобы быть признанным, должно было быть оправдано, соотнесено с христианским намерением, с Христом. Русскому типу характера были присущи тонкая душевная организация, лиризм, милосердие, сострадание к униженным и оскорбленным, возвышенный идеализм и религиозность, а ключевым стержнем являлась совесть.

Советская культура формировала иной тип личности — группоцентрический. Главными были класс, партия, коммунистическое общество, а все, что вокруг, — враги, против которых возможны любые средства борьбы. Советскому типу характера свойственны грубый материализм и воинствующий атеизм, ключевой стержень — «классовое сознание, классовая польза».

Западная культура, по мнению Б. С. Братуся, выносила в себе просоциальную, гуманистическую ориентацию, стремление в идеале нести благо всем людям, человечеству в целом, стремление к правовому обществу, в котором каждый член был бы в равной степени защищен законом и ответственностью перед ним.

Современное российское общество — переходное, оно переживает период слома прежней идеологии культуры и отсутствия другой. Психологически положение людей в нем можно оценить как переходное потребностно-мотивационное состояние, образно говоря, «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. Да побыстрее, мне не терпится именно там и это получить». Человек в подобном состоянии может еще сказать о том, чего он не хочет, но не о том, что именно ему действительно нужно. Вот и не находит человек места, часто капризничает, «дурит». Состояние это весьма опасно. Оно тягостно, появляется отчаяние, вероятность обмана, выбора ложного пути и ложных целей. Люди увлекаются то одним, то другим, не приходя к окончательному решению: восхваляемое вчера сегодня подвергается хуле, резко сменяются символы и увлечения, но прежние советские группоцентрические, часто неосознаваемые, установки продолжают действовать. Группоцентризм сейчас не только не преодолен, он обрел новые формы — сепаратизм, национализм, создание всевозможных группировок.





Комментарий к статье