X

Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности

Судьба человека во многом определяется уровнем его адаптивности — врожденного и приобретенного умения приспособиться ко всему многообразию жизни при любых условиях. Есть люди с высокой, средней и низкой адаптивностью. Врожденные ее основы — инстинкты, темперамент, конституция тела, эмоции, задатки интеллекта и способностей, внешние данные и физическое состояние организма. Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни.

Адаптированность — степень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения: удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. Человек может быть гармоничным и адаптированным либо дисгармоничным и дезадаптированным. Дезадаптация — психосоматический (и души, и тела) процесс, который протекает в трех формах: невроза, агрессивного протеста и депрессиии (психосоматические заболевания и нарушения поведения).

Адаптивность человека обеспечивается отобранными в эволюции, целесообразными врожденными особенностями его натуры. Первой ее составляющей являются инстинкты.

Согласно концепции В. И. Гарбузова, можно выделить семь инстинктов: самосохранения, продолжения рода, альтруистический, исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства. Они группируются в диады. А — самосохранения и продолжения рода, это базовая диада, связанная с физическим выживанием особи и вида. Б — исследовательский и инстинкт свободы, она обеспечивает первичную специализацию человека. И наконец, В включает инстинкты доминирования и сохранения достоинства и обеспечивает самоутверждение человека в психосоциальном аспекте. Все три диады вместе позволяют человеку адаптироваться в реальной жизни. Инстинкт альтруизма социализирует эгоцентрическую сущность всех остальных.

Обычно у человека один или несколько инстинктов являются преобладающими, остальные выражены слабее, но все равно полноценно влияют на личностные тенденции. Однако в силу определенных биологических и социальных факторов доминирование одного иногда приводит к патологии, а влияние остальных может быть нейтрализованным вплоть до атрофии, и тогда речь идет об инстинктопатиях.

Рис. 6.11. Схема инстинктов

Инстинктопатии вызывают конфликтные взаимоотношения между теми, кто поражен ими, и другими людьми, у которых доминирование определенного инстинкта не отклоняется от нормы. Существует тесная связь таких нарушений с психопатиями: например, при истероидной психопатии имеет место гипердоминирование инстинктов свободы, самосохранения и атрофия — альтруизма, продолжения рода.

В зависимости от того, какой инстинкт преобладает, выделяют 7 типов первичной фундаментальной типологии индивидуальности. Это:

  1. Эгофильный.
  2. Генофильный (от лат. genus — «род»),
  3. Альтруистический.
  4. Исследовательский.
  5. Доминантный.
  6. Либертрофильный (от лат. libertas — «свобода»).
  7. Дигнитофильный (от лат. dignitas — «достоинство»). Приведем краткие характеристики данных типов.

Эгофильный.

С раннего детства у такого человека проявляется склонность к повышенной осторожности: ребенок не отпускает мать от себя ни на миг, боится темноты, высоты, воды и т. п., не терпит боли (отказывается леченить зубы, посещать врачей). Постепенно формируется личность с выраженной эгоцентричностью, тревожной мнительностью, склонностью при неблагоприятных обстоятельствах к навязчивым страхам, фобиям или истерическим реакциям. Это люди, для которых безопасность и здоровье — превыше всего; их кредо: «Жизнь одна, и другой не будет». Эволюционная целесообразность существования подобного типа людей — в том, что они, сохраняя себя, оказываются хранителями генофонда рода, племени.

Для эгофильного характера ведущими являются следующие качества:

  1. Эгоцентричность.
  2. Консерватизм.
  3. Готовность поступиться социальными потребностями ради собственной безопасности.
  4. Отказ от риска.
  5. Тревога за свое здоровье и благополучие.

Генофильный.

Для него характерна некая разновидность эгоцентризма — предпочтение понятия Мы (под которым подразумевается семья) вплоть до отрицания Я. Ценности, цели, жизненный замысел подчинены одному — интересам семьи. Подобное проявляется уже в детстве такого человека: будучи ребенком, он был спокоен, когда отец и мать вернулись с работы и вся семья в сборе, все здоровы и у всех хорошее настроение. Он обостренно чувствовал семейный разлад, и в этом случае у него возникала депрессивная невротическая реакция — вместе с энурезом и т. п.

Это люди, ценящие интересы семьи превыше всего, а их кредо: «Мой дом — моя крепость». С эволюционной точки зрения они хранители семьи, генофонда, жизни.

Генофильный характер отличается:

  1. Сверхлюбовью к своим детям.
  2. Семейственностью.
  3. Сверхзаботой о безопасности и здоровье своих детей.
  4. Тенденцией к отрицанию своего Я в пользу Мы (семьи).
  5. Сверхтревожностью относительно будущего своих детей.

Альтруистический.

Люди, которые относятся к этому типу, проявляют доброту, эмпатию,заботу в адрес близких, особенно пожилых. Способны отдать последнее, пусть даже оно необходимо им самим. Они убеждены, что если плохо кому-то одному, другим не может быть хорошо. Их кредо: «Доброта спасет мир, доброта превыше всего». В эволюционном отношении они хранители доброты, мира, жизни. Для альтруистического типа характерны:

  1. Доброта.
  2. Сопереживание, понимание людей.
  3. Бескорыстность в отношениях.
  4. Забота о слабых, больных.
  5. Миролюбивость.

Исследовательский.

С раннего детства отмечается любознательность, стремление во всем добраться до сути, склонность к творчеству. Сначала такого человека интересует все, но далее все сильнее и сильнее захватывает какое-то одно страстное увлечение. Путешественник, изобретатель, ученый — это именно он. Кредо: «Творчество и прогресс — превыше всего». Эволюционная целесообразность данного типа очевидна.

Ему присущи:

  1. Склонность к исследовательской деятельности.
  2. Поиск нового, новаторство в науке, искусстве и т. д.
  3. Способность без колебаний оставлять обжитое место, налаженное дело при появлении новых, требующих риска, но интересных дел и задач.
  4. Устремленность к творчеству.
  5. Самоотверженность в реализации творческих устремлений.

Доминантный.

С раннего детства наблюдается стремление к лидерству, умение организовать игру, поставить цель, проявить волю для ее достижения, формируется личность, знающая, чего она хочет и как добиться желаемого, упорная в достижении цели, готовая к продуманному риску, умеющая разбираться в людях и повести их за собой. Кредо людей этого типа: «Дело и порядок превыше всего»; «Один — ничто, все — все»; «Будет хорошо всем — будет хорошо каждому».

Эволюционная целесообразность лидеров, организаторов, политиков заключается в том, что они являются хранителями интересов и чести всего рода. Личность такого типа характеризуется:

  1. Склонностью к лидерству, к власти.
  2. Предрасположенностью решать сложные организационные задачи.
  3. Предпочтением перспектив служебного роста над материальными стимулами.
  4. Готовностью к жесткой борьбе за лидерство, за первое место.
  5. Приоритетом общего (интересов дела, коллектива) над частным (интересами одного человека).

Либертофильный.

Уже в колыбели дитя протестует, когда его пеленают. Склонность к протесту против любого ограничения свободы растет вместе с ним.

Людям этого типа свойственны стремление к самостоятельности, отрицанию авторитетов (родителей, учителей), терпимость к боли, стремление рано покинуть родительский дом, расположенность к риску, упрямству, негативизму, нежелание выносить рутину, бюрократизм. Их кредо: «Свобода превыше всего!». Они хранители интересов и свободы (а с этим и жизни) каждого, индивидуальности, ограничивают влияние лиц доминантного типа. Им присущи:

  1. Протест, бунтарство.
  2. Склонность к перемене мест (отрицание будничности).
  3. Стремление к независимости.
  4. Желание реформаторства, революционных преобразований.
  5. Нетерпимость к любым формам ограничений, к цензуре, к подавлению Я.

Дигнитофильный.

С раннего детства человек, относящийся к этому типу, способен уловить иронию, насмешку и абсолютно нетерпим к любой форме унижения. Он безогляден, готов поступиться всем в отстаивании своих прав, занимает неколебимую позицию «Честь превыше всего». Инстинкт самосохранения у такого человека — на последнем месте. Во имя чести и достоинства без колебания пойдет на голгофу. Привязанность к семье выражается в форме сохранения фамильной чести: «В нашем роду не было подлецов и трусов». С эволюционной точки зрения это хранители чести и достоинства Я, личности, а с этим — жизни, достойной человека.

Характерны следующие черты:

  1. Нетерпимость к любым формам унижения.
  2. Готовность поступиться благополучием и социальным статусом во имя собственного достоинства.
  3. Приоритет чести и гордости над безопасностью.
  4. Бескомпромиссность и прямота в отношениях с лидерами.
  5. Нетерпимость ко всем формам ущемления прав человека.

Наряду с такими «чистыми» по доминирующему инстинкту типами наблюдаются и смешанные, когда сочетаются типы: 1 и 2,1 и 4,1 и 5,1 и 6,1 и 7, 2 и 3,2 и 5, 2 и 7, 4 и 5, 4 и 7, 5 и 7.

Таким образом, можно выделить 7 первичных профилей личности, а значит 7 врожденных судьбоносных ориентаций, которые определяют формирование замыслов, планов, образа жизни, системы ценностей и тем самым выбор судьбы. И как бы жизнь и воспитание ни подавляли доминирующий инстинкт, он продолжает воздействовать через вытекающие из него фундаментальные установки. Более того, в случае его подавления он начинает влиять на выбор еще сильнее — из неосознанной сферы. Реконструкция подавленной или искаженной натуры — основа психотерапии и психосоматического оздоровления.

Итак, инстинкты — фиксированная в генетическом коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и к другим, включающая индивидуальный стиль адаптации и первичную специализацию человека. Генетическая программа развития индивида гармонична. Преобладающему инстинкту соответствуют определенный темперамент, конституция тела, лево или правополушарное доминирование, преимущественная выраженность того или иного профиля интеллекта.

Реализация этого инстинкта в образе жизни, профессии, отношении к себе и другим, следовательно — в выборе судьбы, ведет к удовлетворенности, гармоничности, адаптированности, здоровью и долголетию. Волюнтаристское подавление, игнорирование тенденций, обусловленных доминирующим инстинктом, или вынужденный выбор пути вопреки ему приводят к неудовлетворенности, дисгармоничности, дезадаптации и болезни.

В натуре человека выделяют:

  1. Доминирующий инстинкт.
  2. Темперамент.
  3. Конституцию телосложения.
  4. Доминирующие эмоции (индивидуальный стиль эмоционального восприятия и реагирования).
  5. Половую принадлежность.
  6. Интеллектуальные способности.
  7. Иерархию потребностей и ценностей, установок, определяющую жизненные цели.

Все эти составляющие обусловливают определенную степень адаптированности человека к жизни, определяют его судьбу.

admin:
Еще статьи