Ощущение

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Изучение познавательной деятельности человека в курсе психологии начинается с рассмотрения процессов ощущения и восприятия. При работе над темой «Ощущение» надо обратить внимание учащихся на следующие положения:

  1. Познание мира начинается с ощущений. Ощущения дают человеку знания о качествах предмета. Отсутствие какого-либо ощущения делает невозможным непосредственное познание человеком соответствующей стороны действительности. Слепой от рождения не может познать такие свойства предметов, как свет и цветность. О том, что они существуют в действительности, он знает от зрячих людей.
  2. Ощущения возникают только при непосредственном воздействии раздражителей на анализаторы человека, т.е. предметов и явлений действительности. Достоверность знаний, полученных через ощущения, проверяется практикой, деятельностью человека, в которой он использует эти знания.
  3. Важно показать учащимся, что в основе ощущений лежит рефлекторная деятельность мозга. Воздействия внешней или внутренней среды на периферическую часть анализатора — рецепторы вызывают ответную реакцию: зрачок расширяется или сужается; человек направляет взгляд на предмет, вызвавший ощущение, поворачивает голову, прислушиваясь и т.д. Человек не только приспосабливается к среде, но действует в ней, изменяет ее.
  4. Для понимания природы ощущений очень важны вопросы о соотношении раздражения и ощущения (пороги чувствительности) и о причинах и условиях изменения чувствительности. Знание таких закономерностей, как адаптация, последствие и взаимодействие ощущений, поможет учащимся понять, как изменение условий работы анализаторов повышает или снижает их чувствительность.
  5. Необходимо показать учащимся значение деятельности человека в развитии его ощущений. Большое значение для развития ощущений в процессе деятельности имеет отношение человека к ней. В интересной, значимой для человека деятельности интенсивнее развиваются его ощущения. Способности и интересы человека влияют на развитие его чувствительности.
  6. Излагая вопрос о развитии ощущений у детей, следует подчеркнуть, что основное условие развития ощущений — активное действие с предметами, отличающимися определенными признаками.

В процессе отражения различных свойств предметов устанавливаются условно-рефлекторные связи между анализаторами (зрительными и слуховыми, зрительными и двигательными и т.д.). Развитие ощущений имеет громадное значение для формирования личности ребенка.

Информационный материал Тема «Ощущение»

Задачи:

  1. Дать представление об ощущении как психическом познавательном процессе.
  2. Формирование умения работать с учебником.
  3. Воспитание самостоятельности.

Ход урока:

  1.  Организация начала урока.
  2.  Актуализация знаний.

Проверка психологических понятий (психика, психология, психические процессы, свойства, состояния и др.).

3. Тема и задачи урока: Тема урока «Ощущение». Что вы уже знаете об ощущении?

  • — Это форма проявления психики.
  • — Психический, познавательный процессы.
  • — Низшая ступень познания.
  • — Чувственное, непосредственное познание.

Что мы еще узнаем (опорный конспект).

План:

  1. Понятие об ощущении,
  2. Анализаторы как органы ощущений.
  3. Основные виды ощущений и их взаимодействие.
  4. Свойства ощущений.
  5. Условия развития ощущений.

1. Мозг человека непрерывно получает сигналы о том, что происходит в окружающей среде, внутри самого организма. Благодаря этим сигналам человек познает окружающий мир. Познание начинается с непосредственного контакта органов чувств с окружающими предметами, явлениями. Органы чувств — это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание в виде ощущений. Они возникли на базе раздражимости. Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг, ежесекундно получающий и перерабатывающий этот огромный и неиссякаемый поток. Они дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире. Если бы человек лишился всех органов чувств, он не знал бы, что находится вокруг него, не мог бы общаться с окружающими людьми, находить пищу, избегать опасностей. Чтобы дать определение понятию «ощущение», проведем мини-исследование.

Выходит один учащийся, закрывает глаза. Ему на ладонь кладут предмет, например, конфетку. Не открывая глаз и не двигая пальцами, надо определить предмет (называются только отдельные свойства). Все учащиеся закрывают глаза и на слух (по звуку) определяют колокольчик, с помощью обоняния (по запаху) — духи. В этих словах (свойствах) выражаются ощущения, которые испытывает человек.

Ощущение — отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих в данный момент на мозг человека.

Функции ощущений — познавательная, эмоциональная, регулирующая, приспособительная (в т.ч. адаптация).

Виды ощущений

Зрительные ощущения (экстероцептивные — рецепторы на поверхности тела).

Глаза — широкие ворота, Весь мир проходит через них. Идет без спроса и отчета Добро и зло мастей любых. Все, что вне нас и вокруг нас, Вбирает, поглощает глаз.

До 90% информации о внешнем мире человек получает с помощью органов зрения. Глаза — это воспринимающая, периферическая часть органа зрения. Посредством нервных путей они связаны с мозговыми центрами, расположенными в затылочной части коры больших полушарий головного мозга. Рецептор зрительных ощущений — сетчатка, состоящая из палочек, их 130 млн., и колбочек — 70 млн. Палочки почти в сто раз чувствительнее колбочек, и работают они в основном в сумерках или ночью. Благодаря палочкам мы достаточно хорошо видим в темноте (не в абсолютной, конечно), но цвета не различаем: как известно, все кошки ночью серые. Способность же глаза воспринимать различные цвета обеспечивают колбочки трех видов — красно-сине-зелено-чувствительные.

М.В. Ломоносов в 1757 году, размышляя о природе цветового зрения, назвал число «три». Гипотеза трехкомпо-нентного цветового зрения была сформулирована в начале XIX века английским ученым Т. Юнгом. Поэтому нормальное зрение и называется трехцветным, или трихроматическим. У каждого человека имеются небольшие отклонения от так называемого идеального цветового зрения, чем и объясняется столь индивидуальное восприятие различных цветов и оттенков.

Упражнения для глаз

  1. Плотно закрывать и широко открывать глаза 5-6 раз подряд с интервалом в 30 секунд.
  2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
  3. Вращать глазами по кругу: вверх — направо — вниз — налево и в обратную сторону.

Упражнения следует выполнять сидя, повторяя каждое 3-4 раза с интервалом в 1-2 минуты. Упражнения 2 и 3 рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами.

Слуховые ощущения. «Уши мыть — бодрыми быть!» Ушная раковина чрезвычайно богата активными точками: их плотность превосходит таковую на других участках тела в 100 раз. И все они имеют связи с соответствующими зонами головного мозга, а через них — с внутренними органами. Из этого следует, что, когда человек моет и вытирает уши, он воздействует на организм в целом. Холодная вода тонизирует, стимулирует, бодрит, а теплая — расслабляет, успокаивает.

«От шума стареют уши». Сегодня жизнь, безусловно, более шумная, чем 10-15 лет тому назад. Доктор Прешер из Института ларингологии в Лондоне считает, что главная проблема — это опасность перманентной потери слуха. У молодых людей под воздействием шума проблемы «складируются». Их уши преждевременно стареют. Доктор Хазель из Королевского института по проблемам глухоты утверждает, что у 80% молодых, обращающихся по поводу шума в ушах, это связано с дискотеками. Опрос показал, что среди завсегдатаев ночных клубов в возрасте от 18 до 24 лет один из десяти страдает от звона в ушах еще несколько дней после посещения дискотеки. Исследования немецких врачей показали, что еще хуже обстоят дела у тех, кто танцует. Дело в том, что движения уменьшают уровень магния в организме, существенного для слуха. Есть опасения, что повреждение слуха начинается с колыбели, когда на ребенка «обрушиваются» шумные игрушки. Не менее опасны и компьютерные верещащие игрушки. Доктор Прешер рекомендует тем, кто посещает дискотеки, каждый час делать перерыв не менее чем на 10 минут и уходить, если вдруг ощутишь звон в ушах.

Наш шумный мир в децибелах

Птицы 30-40
Разговоры в автомобиле 60
Мотоцикл 90
Дорожный шум 80
Концерт классики 95
Плейер до 110
Выстрел из ружья 120
Рок-концерт 110-140
Турбина самолета 140
Опасный уровень шумов 134

Вкусовые ощущения. Язык называют органом вкуса. Это бесспорно. Но хочется заметить: «дегустация» всевозможных веществ — одна из главных, но отнюдь не единственная функция языка. Все, конечно, знают, с чего начинает свое знакомство с окружающим миром младенец: он буквально все тянет в рот. Ибо для него узнать — значит облизать. И язык в данном случае выступает как «орган познания». А наша способность говорить? Разве могли бы мы произнести хотя бы одно слово, не будь языка? Язык наделен многими способностями, и обеспечивают ему полифункциональность различные рецепторы — нервные аппараты, воспринимающие разные виды раздражения. Прежде всего, это вкусовые рецепторы, различающие все оттенки сладкого, кислого, горького, соленого; тактильные — «щупающие»: горячо, тепло или холодно; и, наконец, болевые рецепторы. Вся система работает точно и быстро. Стоит положить кусочек чего-либо в рот, и почти в то же мгновение знаешь: съедобное — несъедобное, соленое — сладкое, мягкое — твердое. И тогда наступает ответная реакция организма. Когда вещество несъедобное и на вкус отвратительное, оно рефлекторно удаляется, то есть попросту выплевывается.

Практические задания

  • 1 опыт. Усваивая такое понятие, как «порог чувствительности» , предварительно ставится вопрос: «Всякое ли воздействие на рецептор вызывает ощущение?» Один из учащихся, закрыв глаза, протягивает руку ладонью вверх. На середину ладони учитель осторожно опускает небольшой кусочек ваты, спрашивая, ощущает ли учащийся прикосновение. Учащийся обычно отвечает «нет», так как легчайшее прикосновение ваты им не ощущается. Вату продолжают класть, пока учащийся не скажет, что он почувствовал легкое прикосновение. Тогда он открывает глаза и с удивлением обнаруживает на своей ладони большой ком ваты. Дается ответ на поставленный вопрос: первое, легчайшее прикосновение ваты не ощущается.
  • 2 опыт. Проверка двигательных ощущений. Предложить учащимся придать любое положение правой руке, закрыв при этом глаза, а затем, не открывая глаз, то же положение придать левой руке. Открыв глаза, проверить точность выполнения движения и таким образом установить наличие двигательных ощущений и их роль в управлении человеком движениями своего тела. С закрытыми глазами взяться правой рукой за левое ухо, а левой — за нос, затем быстро поменять положение рук. С открытыми глазами проверить точность выполнения движений.
  • 3 опыт. Значение осязательных ощущений в познавательной деятельности можно продемонстрировать, положив на ладонь человека, закрывшего глаза, какой-либо небольшой предмет. Попросить определить предмет, пользуясь только кожными ощущениями. Ни форму, ни величину предмета человек не сможет определить, пока не ощупает предмет движением пальцев. В этом опыте наглядно выступает значение взаимодействия анализаторов в познавательной деятельности и роль в ней активного действия человека, контактирующего с предметами.

«Думают иные»
Думают иные — те, кто звуки слышит, Те, кто видит солнце, звезды и луну. — Как она без зренья красоту опишет, Как поймет без слуха звуки и весну?
Я услышу запах и росы прохладу, Легкий шелест листьев пальцами ловлю. Утопая в сумрак, я пройду по саду, И мечтать готова, и сказать «люблю». Я умом увижу, чувствами услышу, А мечтой привольной мир я облечу. Каждый ли из зрячих красоту опишет, Улыбнется ль ясно яркому лучу?

О.И. Скороходова
О. Скороходова (слепоглухая), держа руку у горла говорящего, могла таким образом узнать его по голосу и понять, о чем он говорит. У нее были хорошо развиты осязание, обоняние, вибрационная чувствительность.
Этот пример говорит о компенсаторных возможностях ощущений.





Комментарий к статье