Проверка слуховых ощущений восприятия речи.
Игра «Разведчик»
- Узнать по шепоту, кто подошел.
- Кто с какого ряда подошел.
Игра «Повтори предложение»
Один участник выходит из класса, другим дается предложение (например, «Сегодня хорошая погода»), и по одному слову распределяют по рядам. Входит ученик, все одновременно говорят свое слово — необходимо уловить все предложение.
Проверка осязательных ощущений
Игра «Узнай по рукам». Часть участников закрывает глаза, другая часть берет их за руки (чтобы образовались пары). Участники с закрытыми глазами должны узнать, кто взял их за руки.
Игра «Радуга»
Радуга-дуга-дуга, Унеси меня в луга,
На травушку шелковую, На речку бирюзовую, На желтый песок.
Учитель называет цвет, играющие с закрытыми глазами стремятся «увидеть» заданный цвет. Синий цвет положительно влияет на зрение, слух. Желтый — на желудочно-кишечный тракт, кровяное давление. Зеленый — на сердечно-сосудистую систему. Красный цвет не употреблять — возбуждает нервную систему.
Задание «Работа с тетрадями учащихся». Проанализировать ошибки графического изображения и продумать, как предупредить подобные ошибки. Пути: упражнения для кисти руки; правильность положения руки, тетради; избавление от чувства неуверенности; вырабатывание усидчивости, терпения.
Для этого необходимо:
- Знать запас представлений у детей.
- Выяснить, что из прежнего опыта мешает правильному восприятию.
- Правильно организовать наблюдение, поставить цели, осматривать в определенном порядке и последовательности, полно, правдиво фиксировать наблюдаемый факт.
- Научить отделять главное, существенное от второстепенного (учить сопоставлять, сравнивать, устанавливать связи и т.д.).
- Пробуждать любознательность.
Общий вывод по теме «Восприятие»
- Восприятие требует не только готовности анализаторов, но и некоторого опыта.
- В восприятии ребенком предмета решающая роль принадлежит форме, вне которой не может существовать предмет.
- Восприятие любого предмета и его изображения есть отражение целого во взаимоотношении составляющих его частей.
- Процесс развития восприятия предметов, явлений проходит 3 уровня: перечисление, описание и истолкование.
- Научившись осмысленно воспринимать окружающее, школьники получают возможность связывать теоретические знания со своей практикой.
- Развитие восприятия есть переход от слитного, синкретичного, фрагментарного восприятия ребенком предметов к расчлененному, осмысленному и категориальному отражению вещей, событий.
Тест «Один раз увидеть или услышать»
У каждого из нас среди органов чувств есть как бы ведущий, который быстрее и чаще остальных реагирует на сигналы и раздражители внешней среды. Отвечать на вопросы «согласен» или «не согласен». В таблице следует обвести кружком номера тех вопросов, на которые дан утвердительный ответ.
Тип А (видеть) 158 10 12 14 1921 23 2731
Тип Б (ощущать) 3 4 9 11 16 18 22 25 28 29 30
Тип В (слышать) 2 6 7 13 15 17 20 24 26 33 34
- Люблю наблюдать за облаками и звездами.
- Частенько напеваю себе потихоньку.
- Не признаю моду, которая неудобна.
- Обожаю ходить в сауну.
- В автомашине для меня важен цвет.
- Узнаю по шагам, кто вошел в комнату.
- Меня развлекает подражание диалектам.
- Много времени посвящаю своему внешнему виду.
- Люблю принимать массаж.
- Когда есть свободное время, люблю рассматривать людей.
- Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.
- Видя платье в витрине, знаю, что мне будет в нем хорошо.
- Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.
- Часто читаю во время еды.
- Очень часто разговариваю по телефону.
- Я склонна к полноте.
- Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самостоятельностью.
- После плохого дня мой организм в напряжении.
- Охотно и много фотографирую.
- Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.
- Легко отдаю деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.
- Вечером люблю принять горячую ванну.
- Стараюсь записывать свои личные дела.
- Часто разговариваю сама с собой.
- После длительной езды на машине долго прихожу в себя.
- Тембр голоса многое мне говорит о человеке.
- Очень часто оцениваю людей по манере одеваться.
- Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.
- Слишком твердая или слишком мягкая постель -это для меня мука.
- Мне нелегко найти удобные туфли.
- Очень люблю ходить в кино.
- Узнаю когда-либо увиденные лица даже через годы.
- Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.
- Умею слушать то, что мне говорят.
Теперь подсчитайте, в каком разделе больше кружочков, — это ваш главный тип восприятия.