Задача: сформировать у учащихся знания об особой форме психической активности человека — внимании, как одном из основных условий учебно-воспитательного процесса.
Урок начинается с изучения нового материала.
Тему урока вы назовете после проведения игры «Не собьюсь».
Счет до 40. Число 3. Все числа, где имеется цифра 3 и которые делятся на 3, не говорим, а вместо этих чисел говорим « не собьюсь ».
План:
- Определение понятия «внимание».
- Функции внимания.
- Физиологическая основа.
- Виды внимания.
- Свойства внимания.
- Типы внимания.
7. Воспитание внимания у школьников.
1. Известен такой факт. Ученым пришлось подорвать ракету, стартовавшую к Венере, поскольку с некоторым опозданием выяснилось, что в программе имеется ошибка — пропущен один знак. Казалось бы, один знак — мелочь, но сколько таких «мелочей» роковым образом влияет на конечные результаты нашей деятельности.
Каждому ребенку дома и в школе постоянно приходится слышать: «Будь внимателен!» Дети часто не знают, что это такое. Более того, некоторые и не подозревают, что очень часто именно от внимания зависит эффективность их учебной, да и другой деятельности, понимание материала, безошибочное выполнение заданий, усвоение прочных знаний, приобретение умений и навыков.
Задача учителя — помочь учащимся организовать свое внимание в процессе деятельности. Для этого учитель должен сам хорошо знать, что такое внимание и какими путями, средствами развивать внимание у детей.
Внимание занимает особое место среди психических явлений. Внимание нельзя отнести к самостоятельному психическому процессу, т.к. оно не имеет собственного содержания. Внимание не отражает ни свойств предметов и явлений, ни связей между ними. Его содержанием является содержание той психической деятельности, в которую оно включается, влияя на ее процесс и результат.
Внимание не относится и к свойствам личности. Мы можем воспринимать, запоминать, но не можем быть заняты вниманием.
Внимание — психическое состояние, особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности.
Наша психическая деятельность не превращается в половодье, а течет по определенному руслу, удерживается в том или другом направлении благодаря особому свойству психики — вниманию.
Чтобы дать определение психологическому понятию «внимание», проведем следующее исследование. Сейчас вам будет показано одновременно несколько предметов. Вы сидите с закрытыми глазами. По сигналу вы открываете глаза и говорите, какой предмет сразу бросился в глаза.
Что привлекло ваше внимание и почему?
Какой вывод сделаем?
На человека непрерывно воздействует много предметов и явлений. Из всего их многообразия в каждый момент ясно воспринимается только немногое. Все остальное или вовсе не замечается, или подмечается смутно, неопределенно.
Внимание — направленность и сосредоточение сознания на тот или иной предмет, явление при отвлечении от всего остального.
Направленность — выбор объекта, сохранение (избирательность внимания). Сосредоточенность — отвлеченность, поглощенность. Зависит от интереса, потребности, желания, активности и т.д. Внимание не может быть беспредметно.
К.Д. Ушинский: «Внимание есть единственная дверь нашей души, через которую проходит все из внешнего мира, что только входит в сознание».
Первоначальная форма внимания — универсальная биологическая реакция — ориентировочный рефлекс: «Что такое?» — реакция на новое необычное, возникает в ответ на любые изменения окружающей среды.
2. Функции внимания.
- Активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы.
- Способствует целенаправленному организованному отбору поступающей информации.
- Обеспечивает длительную сосредоточенность активности на одном и том же объекте.
- Регулирует и контролирует протекание деятельности. Выступает в роли дирижера в оркестре.
3. Физиологическая основа (данной проблемой занимались И.П. Павлов, А.А. Ухтомский).
Физиологическую основу внимания составляют деятельность коры головного мозга и подкорковых образований и механизм взаимодействия нервных процессов возбуждения и торможения. Важную роль играют:
- Закон взаимной индукции.
- Оптимальный очаг возбуждения (наилучший, благоприятный для протекания деятельности, т.е. создаются наиболее благоприятные условия, а не потому, что он самый сильный).
- Господствующий очаг возбуждения, или доминантный (повышенная сила, устойчивость, длительность, стойкость). Тормозит возникающие очаги возбуждения, способен усиливаться за их счет, переключать на себя процессы возбуждения. Например, при увлеченности каким-то делом, когда посторонние раздражители не могут отвлечь внимание и остаются незамеченными. Известно, что писатель О. Бальзак сутками мог обходиться без сна и еды.
- Взаимодействие 1 и 2 сигнальных систем. Слово выступает как инструмент формирования цели деятельности.
4. Виды внимания.
- От характера объекта:
- внешнее (сенсорно-перцептивное — на окружающий мир. Имеет позу, выражение лица);
- внутреннее (интеллектуальное — на собственные мысли, чувства, переживания).
- От целевой направленности и волевых усилий:
- непроизвольное (пассивное, эмоциональное, отсутствие усилий). Более древний вид, формируется с первых дней рождения человека).
- Условия:
- а) сила и неожиданность, раздражитель;
- б) новизна, необычность, контрастность;
- в) подвижность объекта;
- г) большую роль играют интересы, настроение, потребности.
- произвольное (хозяином является сама личность). Условия: осознание долга и обязанности; отчетливое понимание конкретной задачи; привычные условия работы; возникновение косвенных интересов; создание благоприятных условий для деятельности. Доказано, что слабые раздражители не снижают эффективность деятельности, а улучшают ее;
- послепроизвольное внимание. Называется так потому, что возникает на основе произвольного внимания, после него. Начиная какое-то дело, мы сначала прикладываем определенные усилия, а через некоторое время все получается легко, и человек испытывает удовлетворение от выполненной работы.
- От форм учебной деятельности:
- коллективное;
- групповое;
- индивидуальное.
5. Свойства внимания:
- Внимание характеризуется тем, насколько сильно оно напряжено, сконцентрировано — сосредоточенность (концентрация).
- Как долго человек может поддерживать внимание -устойчивость (роль активности).
- Насколько широко охватывает предметы и явления — объем, распределение.
- На сколько гибко внимание — переключение.
Распределение — способность одновременно выполнять несколько видов деятельности при условии, если все виды деятельности знакомы. Участвуют и участки коры головного мозга в заторможенном состоянии.
Переключение — способность быстро переходить на другой вид деятельности. Действует закон взаимной индукции. Учитывать интерес к деятельности и ее эмоциональное влияние на личность.
6. Типы внимания:
- внимательный;
- невнимательный;
- рассеянный.
Внимательность и невнимательность могут проявляться избирательно. Внимательный в одной области может быть невнимательным в другой. Недостаток внимания -рассеянность. Ее виды:
- частая непроизвольная отвлекаемость. Причины: плохое воспитание; состояние здоровья; слабость произвольного внимания;
- следствие чрезмерной сосредоточенности на работе.
7. Пути воспитания.
- Урок должен быть интересным, содержательным, эмоциональным (темп, разнообразные приемы, смена видов деятельности).
- Разъяснять значение внимания в любой деятельности.
- Вырабатывать привычку быть внимательным путем систематических упражнений.
- Формировать интерес, направленность, долю, моральные качества, мышление.
- Создавать условия, приучать работать в разнообразных условиях.
- Не позволять делать любую работу небрежно.
- Самовоспитание.
8. Внимание учителя.
- Способность по лицам определять, поняли его или нет.
- Умение держать в поле зрения весь класс, все дела, чувствовать аудиторию.
- Внимание к внутреннему миру учащихся, заботливость.
- Самоконтроль за своими действиями.
- Уверенность в себе.
- Умение постоянно поддерживать контакт с классом.
Приемы привлечения и удерживания внимания:
- Эмоциональная и голосовая модуляция: интонация, высота голоса и т.д.
- Модуляция темпа речи.
- Прерывание речи.
- « Провалы в памяти », просьба помочь вспомнить, поощрение активных.
- Жестикуляция.
- Риторические (вопросы, ответ на которые дает сам докладчик), контрольные, наводящие, уточняющие вопросы.
- Свободное конспектирование.
- Конспект-рисунок.
- Активное ассистирование. Учитель начинает чтение материала, а продолжают учащиеся: «конвейер», «эстафета», «бейсбол» и т.д. Задается вопрос, и мячик бросают ученику, тот отвечает и задает свой вопрос другому ученику.
- Тренировка кратковременной слуховой памяти, игра «Эхо».
Враги эффективного внимания
- Незнание образцов, правил выполнения действия.
- Утомление.
- Монотония — способы борьбы — смена форм занятий.
- Стрессы, сильные эмоции.
С.Н. Лысенкова для развития внимания у учащихся использовала:
- «Комментированное управление» — когда ученик говорит все то, что делает по заданию учителя от начала до конца и ведет за собой всех учащихся.
- «Доказательное комментирование» — рассуждение при решении задач, упражнений и т.д. (ее книга «Легко ли учиться?»).