2.4. Влияние уголовного наказания на личность осужденного

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Осужденный к лишению свободы характеризуется особым правовым положением. Его ограничивают в реализации значительной части прав и свобод человека, изолируют от общества, помещают под охрану и надзор. Выполнение предписанных законом специфических обязанностей осужденного обязательно. Специфика его жизни в ИТУ проявляется прежде всего в том, что элементарные нравственные нормы, которые лежат в основе жизнедеятельности человека, превращаются здесь в нормы права. Лишение свободы включает осужденного в субъективно новые для него социальные процессы и различные виды социальной деятельности.

Осужденный за совершение преступления воспринимает свой новый официальный статус как акт социального клеймения, осознает собственную социальную неполноценность. Одна из сложностей исправительно-трудового процесса заключается в том, что общность осужденных (микросреда ИТУ) состоит из лиц, криминальная зараженность и нравственно-педагогическая запущенность которых различна. Здесь преобладают нормы и ценностные ориентации, характерные для преступной среды. Они оказывают на осужденного непосредственное влияние и определяют его поведение, криминализируя личность осужденного, что типично для нынешней системы исполнения уголовного наказания.

Осужденный в ИТУ становится частью особой социальной системы, время нахождения в которой ограничено сроком наказания. Временными параметрами для осужденного становятся начало и конец срока наказания. Каждый осужденный существует как бы в трех измерениях: к прошлому относится все то, что было на свободе (до попадания в ИУ); настоящее — это жизнь в ИУ, к которой надо адаптироваться; все, что наступит после освобождения, — будущее. Поэтому, анализируя причины того или иного поведения осужденного, необходимо учитывать его прошлый социальный (и преступный) опыт, поведение в условиях ИУ, отношение к собственному преступлению и наказанию, основным средствам исправления и перевоспитания, своему будущему (планы на жизнь).

Изучая личное дело осужденного, следует выяснить, что привело его к преступлению, возникновению криминальной зараженности и нравственно-педагогической запущенности. Однако не менее важно выявить те отрицательные качества личности, которые формируются у правонарушителя в условиях ИТУ. Обнаружить их возможно, только анализируя систему жизнедеятельности осужденного в учреждении. С психологической точки зрения она представляет собой стабильную сеть непосредственных взаимодействий осужденного, служащих для удовлетворения актуальных потребностей его личности. Лишение свободы как социальный институт является дистрессом, вызывающим типичные психические состояния осужденных, такие, как фрустрация, конформность, дискомфорт.

К фрустрации приводит крушение жизненных ценностей, установок, целей и перспектив. Но в силу того, что человек не может жить без перспектив, он выдвигает новые, хотя бы на время отбывания наказания. Конформность вызвана мощным психологическим прессингом, которому микросреда подвергает каждого осужденного, что отражается на его поведении. Дискомфорт обусловлен самим фактом осуждения, разрушением социальных связей и привычного круга общения, он неизбежно активизирует механизмы психологической защиты. Последние обеспечивают адаптацию личности через смягчение страданий, вызванных изоляцией от общества. Интеграция в неформальные группы дает возможность осужденному реализовать свои потребности без утраты образа своего «я».

В силу социальной идентификации в сообществе личности осужденных присущи следующие типичные особенности:

  • акцентуация качеств личности, которые в условиях свободы или не проявлялись или не доминировали:
  • усиление качеств и свойств личности, сформировавшихся у осужденного в процессе преступной (асоциальной) деятельности;
  • формирование и закрепление социально-групповых качеств.

Принятые в группах ценности и стандарты поведения вступают в противоречие с социально ценными нормами и моделями взаимодействия, принятыми в формальной структуре ИУ. В рамках криминальной субкультуры меняется и субъективная привлекательность для личности мер исправительного воздействия. Они могут менять свой потенциал на противоположный в зависимости от членства в той или иной группе. Так, с одной стороны, наказание в виде помещения в ШИЗО за совершение каких-либо проступков поднимает престиж осужденного в глазах асоциальной группы. С другой стороны, участие в самодеятельных организациях, содействие администрации, оказываемое в той или иной форме, увеличивает для осужденного угрозу стать объектом насмешек и преследований, что зачастую может привести «к падению его статуса» со всеми вытекающими из этого последствиями. Это происходит потому, что в условиях пенитенциарного учреждения наряду с социально ценными, нравственно-правовыми нормами насаждаются ориентации и ценности преступной среды, отрицаемые обществом.

Несмотря на то, что и формально организованные, и стихийно возникающие группы составляют единую микросоциальную среду, они выполняют различные социальные функции и являются носителями разных социальных ценностей (Мокрецов А.И. и др., 1992). Неформальные группы отрицательной направленности осуществляют негативную социализацию личности за счет блокирования воспитательных программ, декларирования групповых целей, субкультурных ценностей, стандартов поведения и негативных представлений. Массовая криминализация общности осужденных связана с тем, что социальный институт лишения свободы представляет систему, характеризующуюся коренными правоограничениями, и тем самым создает острую экстремальную ситуацию, которая накладывает отпечаток на ценностно-ориентационную сферу личности, ее психические свойства, систему отношений.

Реакция на лишение свободы у каждого осужденного индивидуальна. Можно выделить ряд факторов, влияющих на поведение правонарушителя в ИУ. К наиболее значимым из них относится срок наказания. Для осужденного «срок» — инструмент отсчета времени, в соответствии с которым он строит свою жизнь в ИТУ. Точки отсчета д ля него — получение посылок, свидания, 1/2 срока — представление на, условно-досрочное освобождение и т.д. Чем больше срок лишения свободы, тем крупнее единицы измерения времени, тем медленнее оно вдет. Типична ситуация, когда в начале срока отбывания наказания время измеряется годами, после половины — месяцами, в последнюю четверть — неделями, в последние месяцы — днями. Характерны следующие варианты поведения — «подстегнуть время», чтобы оно поскорее проходило, или же «убить время», т.е. занять себя так, чтобы ослабить его давление на личность.

Лишение свободы, кроме того, коренным образом перестраивает систему общения осужденных. Резкое ограничение круга общения приводит к тому, что значительно большую роль в жизни осужденных начинают играть такие формы общения, как переписка и посылки (передачи, бандероли). В условиях ИТУ они выступают в качестве средства общения, компенсируя дефицит личного общения, восстанавливая или поддерживая родственные и дружеские связи, т.е. эти формы общения выполняют, помимо коммуникативной, психотерапевтическую, сублимирующую и воспитательную функции. Большое значение в жизни осужденного имеют свидания, позволяющие поддерживать (восстанавливать) социальные связи и отношения и тем самым в какой-то степени компенсировать дефицит непосредственного личного общения, испытываемый осужденным. Лишение свободы для осужденного означает, помимо прочих правоограничений, и принудительное помещение его в социально негативную среду. Замкнутую систему общения. Осужденный не может по своему желанию уйти из одного первичного коллектива (звено, бригада) в другой, даже если ему крайне тяжело находиться в первом. Затруднено и снятие психологического напряжения в отношениях между членами бригады или звена в силу «жесткой» привязке к этому коллективу. В результате возникает психологическая несовместимость в сочетании с криминальной несовместимостью. Поэтому принудительное общение в замкнутой системе воспринимается и переживается осужденными как элемент кары. Несовместимость их принимает, как правило, крайние формы взаимной агрессии и является одним из центробежных механизмов, блокирующих воспитательные воздействия на личность.

Стремление осужденных преодолеть психологическую и криминальную несовместимость, ослабить ее «карательное» воздействие зачастую приводит к удалению несовместимых лиц из микросреды, причем способами, имеющими асоциальную направленность, что также мешает воспитывающим воздействиям на правонарушителей. К основным средствам исправления и перевоспитания осужденных закон относит режим, труд, политико-воспитательную работу и обучение. Однако в силу перестройки индивидуальной и групповой деятельности осужденные в средствах исправления и перевоспитания выделяют прежде всего карательное содержание. Таким образом, возникает противоречие между объективным социальным содержанием режима, труда, ПВР, обучения и субъективной их значимостью для осужденных. Режим исполнения уголовного наказания, выражающийся в охране и надзоре за осужденными, предусматривает строгую регламентацию жизни последних в ИУ, создание условий для исправления и перевоспитания.

Однако поскольку осужденные помещены в систему требований режима не по своей воле и не имеют положительных внутренних мотивов для соблюдения этих требований, то режим воспринимается ими прежде всего как кара. В ИУ встречаются следующие типичные реакции осужденных на режимные требования: психологическая усталость и желание укрыться от них; привыкание и безразличное к ним отношение: сопротивление, стремление нарушить, обойти эти ограничения. Существуют различные способы психологической защиты для снятия давления режима на осужденных: самооправдание, вытеснение (ничего страшного в этих требованиях нет, все выдерживали, выдержу и я): замещение (в других «зонах» еще хуже, а здесь жить можно): отключение (стремление не замечать систему режимных требований).

Воспринимая прежде всего карательное содержание основных средств исправления и перевоспитания, осужденные вырабатывают к ним отрицательное отношение. В практике ИТУ встречаются как минимум два вида «сопротивления восприятию» (по А. С. Макаренко). Первый вид — открытое сопротивление в виде нарушения режима, отказа от работы, участия в воспитательных мероприятиях, учебе. Как правило, это мотивируется неположенностью заниматься теми или иными видами деятельности в связи с приверженностью осужденного к нормам преступного сообщества. Второй вид — скрытое сопротивление, когда осужденный использует различные предлоги, чтобы уклониться от режимных ограничений и воспитательных воздействий.

В результате интенсивных групповых и межличностных контактов в среде осужденных активно формируется так называемая солидарная оппозиция. Причем она складывается независимо от принадлежности к той или иной системе ценностей и направлена на принятие таких норм и стандартов поведения, которые символизируют общую лояльность к преступной субкультуре и подчеркивают негативное отношение к администрации, органам самоуправления и различным социальным институтам. В рамках таких неформальных структур микросреды осужденных шлифуются преступные навыки, приобретаются новые приемы совершения преступных действий, укрепляется сплоченность вокруг значимых идей и криминальных интересов, вырабатывается готовность к агрессии.

Мокрецов А.И. (1992) выделяет следующие цели асоциальных групп: сведение до минимума влияния администрации ИТУ: осуществление скрытых способов контроля за ее действиями; достижение максимальных благ д ля членов группы. В конечном счете это приводит к формированию такой модели поведения, которая позволяет осужденному чувствовать себя «хозяином своих поступков», быть праведливым и честным в глазах окружающих, причем справедливость и честность понимается опять-таки в свете той же субкультуры. Если лишение свободы, сам факт уголовного наказания переживаются осужденным как исключение из жизни общества, как социальное клеймение, — это может быть основой исправления. Подобное переживание имеет сложную структуру и включает в себя как чувство вины (переживание своей виновности), так и чувство социальной неполноценности (ущербности).

Однако значительная часть осужденных не осознает своей вины в совершенном преступлении. По данным В.А. Елеонского (1980), более 80% осужденных склонны отрицать ее в той или иной степени (от полного отрицания — до признания вины, но всегда утверждается несоответствие тяжести наказания содеянному). К тому же у осужденных срабатывают механизмы психологической защиты, снимающие психологический дискомфорт. Это прежде всего самооправдание, вытеснение, замещение. Внутренне такая психологическая защита ориентирована на повышение самооценки личности. Внешняя же направленность психологической защиты сводится к самоутверждению и самовыражению личности, причем в социально-негативной среде осужденных легче всего добиться самоутверждения преступным путем. Если не снять или не ослабить действие механизмов психологической защиты у осужденных, то эффективность уголовного наказания и воспитательных воздействий будет весьма низкой.

Функционирование в исправительно-трудовом учреждении относительно автономной неформальной системы с жесткой дифференциацией статусов и крепкими взаимосвязями является значимым криминогенным фактором. Прежде всего потому, что функционирование неформальных групп с противоречивыми стандартами повеления стимулирует межличностную и межгрупповую напряженность. Более всего нуждаются в адекватных способах коррекции те осужденные, кто в наименьшей степени ориентирован на просоциальные ценности и формальную структуру общения.





Комментарий к статье