1.4. Эмоциональная реадаптация и ресоциализация.

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Закон «не будь как все».

Для чтения этого параграфа необходимо ознакомиться с методикой исследования психодинамики эмоциональности личности по Д.В.Сочивко (см. приложение) и расчетом психодинамических коэффициентов, точнее одного из них — коэффициента дезадаптации (см. выше). В этом параграфе мы намерены прояснить роль эмоционального компонента социальной адаптации, с акцентом на механизмы ресоциализации. В проведенном эксперименте выяснилось, что эмоции играют роль как бы пусковой кнопки. Запуская процесс адаптации к УЖД, они настраивают познавательный контур человека на определенную волну социальных взаимоотношений. Но обратимся к экспериментальным данным. В данном параграфе мы предлагаем рассмотреть, как люди различных эмоциональных типов адаптируются к условиям жизнедеятельности. При этом различать условия жизнедеятельности (УЖД) мы будем по степени их экстремальности для человека. Мы обследовали три группы испытуемых, первая из которых представляла собой случайным образом подобранных граждан и может рассматриваться как группа испытуемых, находящихся в обычных УЖД. Вторая группа состояла из сотрудников роты охраны колонии строгого режима. Эта группа объединяет испытуемых, находящихся в УЖД повышенной экстремальности. Третья группа состояла из осужденных, находящихся в той же колонии, и может рассматриваться как группа испытуемых, проживающих в максимально экстремальных условиях по сравнению с двумя другими.

Для оценки адаптированности человека к его УЖД мы использовали, как уже говорилось, коэффициент дезадаптации (Кда):

20353034303f423046384f 38 4035413e4638303b38373046384f-13

В числителе и знаменателе ставятся ранговые места цветов второго выбора согласно инструкции теста Люшера (подробнее см. выше).

В практической деятельности психолога следует рассматривать не только те эмоции, которые составляют циклический тип, но и все остальные переходы, каждый из которых может сигнализировать консультанту о возможных направлениях психотерапевтической беседы. Однако главное внимание, конечно, обращается на те эмоциональные состояния, которые вошли в цикл (см. приложение). Цикл представляет собой реальную психодинамическую составляющую всей жизнедеятельности человека, в то время как примкнувшие эмоции, по всей видимости, возникают ситуационно и, угасая, переходят в то или иное состояние, входящее в цикл.

Причины того, что преобладающими эмоциональными типами являются радость/страх (PC) и радость/печаль (РП), пока установить не удалось. Возможно, они носят социокультурный характер, т.е. преобладают исключительно на выборке русских людей, возможно, что обследованные нами категории граждан имеют что-то общее в условиях жизнедеятельности (УЖД). Так или иначе во всех обследованных нами группах от 60 до 70% испытуемых принадлежали к одному из двух указанных типов, т.е. их эмоциональный фон составляла либо циклическая смена радости и печали, либо циклическая смена радости и страха, другие эмоциональные циклы (иногда состоящие из большого числа эмоциональных составляющих, т.е. трех и четырех) встречались различно у различных испытуемых, так что редко два или три человека имели сходный эмоциональный тип, если только это не был (РП) или (PC). Однако соотношение типов в разных группах было различным (см. табл. 1).

Таблица 1.  Распределение эмоциональных типов в разных группах испытуемых (в %)

Эмоциональные типы Группы испытуемых
Случайные вольные граждане Сотрудники роты охраны колонии строгого режима Осужденные колонии строгого режима
Радость / печаль 26 26 38
Радость / страх 32 42 22
Прочие 42 32 40

Таблица 2. Соотношение эмоциональных типов у студентов и руководителей (в %)

Группы испытуемых
Эмоциональные типы Руководители
промышленных
предприятий
Студенты
педагогического
института
Радость / печаль 54 24
Радость / страх 18 30
Прочие 28 46

Из таблицы хорошо видно, что если у случайных граждан преобладающим типом является (PC), то у осужденных преобладающим типом становится (РП). Интересно сравнить соотношение эмоциональных типов у сотрудников и осужденных колонии. Из приведенных данных видно, что тип, преобладающий у сотрудников, напротив оказывается в меньшинстве у осужденных, и наоборот, тип преобладающий у осужденных оказывается в меньшинстве у сотрудников. Соотношение типов у случайных вольных граждан является как бы средним, в то время как в двух указанных группах оно является полярным. Из этого следует, что само соотноошение эмоциональных типов в группах с разными УЖД отражает какие-то существенные особенности этих УЖД. Какие?

Чтобы ответить на этот вопрос, приведем данные наших прошлых исследований (1990 года). В таблице 16 приведены соотношения типов группы руководителей промышленных предприятий и студентов Ленинградского педагогического института. Можно видеть, что соотношение типов у руководителей аналогично соотношению у осужденных с большим преобладанием типа (РП). У студентов же соотношение типов практически совпадает с таковым у случайных граждан.

Из приведенных данных становится ясным, что соотношения эмоциональных типов в тех или иных группах испытуемых отражают, очевидно, не личностные или поведенческие особенности, а условия жизнедеятельности, точнее экстремальность УЖД. Соотношение типов у случайных граждан, проживающих в разных условиях, по всей видимости, является характерным для групп с минимальной экстремальностью УЖД, поэтому ближе всего к нему соотношение типов у беззаботных студентов.

Экстремальность УЖД руководителей в период кризиса промышленного производства в России (1990 год) вполне могла даже превышать таковую у осужденных колонии строгого режима. Что же касается соотношения эмоциональных типов у военных сотрудников, то такое, наверное, характерно для групп со средней экстремальностью УЖД. Итак, результаты сравнения различных групп испытуемых свидетельствуют о том, что соотношение эмоциональных типов в той или иной группе, связанной определенными УЖД, отражает экстремальность этих УЖД. Чтобы еще нагляднее продемонстрировать это, вернемся к трем группам, непосредственно принявшим участие в данном исследовании, а именно случайным вольным гражданам, военным сотрудникам колонии строгого режима и осужденным, отбывающим срок в той же колонии.

Таблица 3. Зависимость коэффициента дезадаптированности от эмоционального типа

Группы испытуемых Коэффициент дезадаптированности А = [РП-РС]
Независимо от эмоционального типа Эмоциональный тип
Радость / печаль Радость / страх
Случайные граждане 0,42 0,35 0,47 0,12
Военные сотрудники 0,40 0,41 0,81 0,40
Осужденные 0,39 0,71 0,19 0,52

Как же меняется коэффициент дезадаптированности (Кда) в разных группах испытуемых в зависимости от эмоционального типа. Для ответа на этот вопрос обратимся к таблице. Из таблицы мы видим, что усредненный Кда (т.е. независимо от эмоционального типа) приблизительно одинаков во всех трех группах и колеблется вокруг 0,4. Эта цифра, по всей видимости, может рассматриваться как среднее значение Кда, значения ниже которого мы можем рассматривать как зону высокой адаптированности, а выше — зону низкой адаптированности(высокой дезадаптированности). Однако, если мы обратимся к рассмотрению Кда отдельно в каждом эмоциональном типе, мы увидим резкие расхождения значений в различных по экстремальности УЖД группах.

Эмоциональный тип радость/страх, который у осужденных встречается достаточно редко, имеет очень низкий коэффициент дезадаптированности, т.е. эти осужденные, по всей видимости, хорошо адаптируются к условиям зоны. Напротив, у сотрудников, у которых тип радость/страх встречается чаще всех других, его коэффициент дезадаптированности очень высокий, т.е. сотрудники данного эмоционального типа хуже других адаптируются к условиям службы.

Относительно эмоционального типа радость/печаль мы видим в точности противоположную картину. Сотрудники этого типа, у которых он встречается редко, имеют невысокий коэффициент дезадаптированности, т.е. хорошо адаптируются к экстремальным УЖД. Что же касается осужденных, у которых тип радость/печаль встречается чаще всех других, его Кда весьма высок, что говорит о том, что осужденные этого типа плохо адаптируются к условиям зоны.

Итак, можно сделать вывод: эмоциональный тип, который чаще другого встречается в группе испытуемых, объединенных определенными УЖД, хуже адаптируется к этим УЖД, чем противоположный эмоциональный тип, который в данной группе встречается реже. Это означает, что к УЖД повышенной экстремальности легче адаптироваться тому человеку, эмоциональная жизнь которого не похожа на ту, которой придерживается большинство окружающих его соратников. Проще говоря, если хочешь лучше адаптироваться в условиях повышенной экстремальности, внимай себе и не будь как все.

Итак, хорошо адаптируются к экстремальным условиям именно меньшинство, а большинство адаптируется хуже. При этом, это меньшинство и большинство представлены разными эмоциональными типами, и не просто разными. У одних хорошо адаптирован именно тот тип, который у других адаптирован плохо и наоборот. Таким образом, адаптированность определена не самим эмоциональным типом, а его «пригодностью» в структуре общения в данном коллективе. Адаптация как бы требует на первый взгляд противоестественного волевого действия — примкнуть к меньшинству. Таким образом, социальная адаптация начинается с эмоционального анализа ситуации. А результатом адаптации является эмоциональный синтез, когда человек уже овладевает ситуацией в целом (по всей группе общения). Эмоциональный анализ заключается в частности и в том, что человек может ориентироваться и на несвойственный ему эмоциональный тип. Такая перестройка эмоциональной жизни в процессе общения требует тонкого психологического анализа эмоциональных потоков среди участников непосредственного окружения. Эмоциональный синтез уже предполагает некоторое влияющее на эти потоки выбранное место, что и является непосредственным результатом адаптации. Представленная здесь последовательность смены управляющих ролей эмоций, воли и когниции, которая через адаптацию (когнитивно-эмоциональный процесс) вновь замыкается на эмоциональный компонент, характерна, видимо, д ля тех типов социальной адаптации, когда в результате человек занимает место лидера организатора (собственно ресоциализации). Мы проверили это предположение в эксперименте, проведя социометрию в том же коллективе сторудников роты охраны. О чем в следующем параграфе.





Комментарий к статье