Здесь все есть — и сознательно поставленная задача, и разумно проявленное упорство в ее разрешении, и русская сметка.
Роль наблюдения в боевой обстановке трудно переоценить. Наблюдение является одним из основных способов ведения разведки.
Эффективность наблюдения зависит от наблюдательности человека. Под наблюдательностью понимается развившаяся в процессе систематического упражнения способность человека выделять в предметах и явлениях такие свойства и особенности, которые соответствуют задачам наблюдения.
Наблюдательные люди способны подмечать даже незначительные детали и делать по ним важные и правильные выводы. Много ярких примеров наблюдательности дает нам Великая Отечественная война. Сошлемся хотя бы на действия наблюдателя Чекарькова. Он умозаключил о происходящей постройке противником на своем переднем крае дзота или блиндажа на том основании, что оттуда долго доносились звуки пилы, но не слышалось колки, как это бывает при заготовке дров.
В уменье подмечать те или иные явления действительности, понимать их природу и проявляется сущность наблюдательности.
Наблюдательность не является врожденным качеством личности человека. Она присуща всем людям, обладающим нормальной нервной системой. Но это вовсе не значит, что все люди обладают этим качеством в одинаковой степени. Как показывают исследования (И. И. Никифоров, Роль наблюдения и наблюдательности в процессе решения тактических задач. Автореферат кандидатской диссертации.), люди, пришедшие в армию, распадаются по уменью наблюдать на три группы. К первой группе относятся такие, наблюдение которых подчинено определенной системе, плану. Характер планирования у них при этом определяется поставленной задачей наблюдения. Совсем иначе протекает процесс наблюдения у людей второй группы. Они не ставят перед собой цели организовать как-то свои наблюдения. Для них характерна хаотичность, так сказать, в процессе наблюдения. У них опорой в наблюдении является не столько мышление, сколько фиксация того, что попадает в поле ясного их сознания в процессе беспланового блуждания в области наблюдаемых явлений. Таких лиц среди вновь пришедших в армию около 40—45%.
К третьей группе относятся лица, которые располагаются между первой и второй группами. Некоторые из этих лиц ближе к первой группе по организации своих наблюдений, другие — ко второй. Характерным для них является то, что моменты плановости в их наблюдениях если и проявляются, то не осознаются в качестве руководящего принципа наблюдения. Среди вновь пришедших в армию таких лиц было обнаружено около 30%. Надо сказать, что сопоставление показателей наблюдательности у лиц первой и второй групп, как полюсных с точки зрения умения организовывать свое наблюдение, говорит о резкой разнице между ними.
Курсантам одного из военных училищ предлагалось решать ряд теоретических задач на схемах, картах и на местности. Получены были следующие данные:
Замечено тактических . объектов | Первая
группа |
Вторая
группа |
На схеме ….. | 90% | 60% |
На карте…… | 80,5% | 36,4% |
На местности . . . | 89,3% | 30,6% |