ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Пространство, как и время, является объективной формой существования материи. «…Основные формы всякого бытия, — говорит Энгельс, — суть пространство и время, и бытие вне времени такая же бессмыслица, как бытие вне пространства» (К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 52).

Основным свойством материи является протяженность. Отсюда и восприятие пространства можно определить как процесс отражения протяженности мира объективной действительности.

Физиологическая природа процесса отражения величины, формы, объемности тел и положения их в пространстве характеризуется большой сложностью. При восприятии величины и формы тел большое значение имеет изображение этих тел на сетчатке глаз. Предметы большего размера дают и большее изображение на сетчатке. Однако большой предмет на далеком расстоянии от глаза дает изображение меньше, чем такой же предмет, видимый с близкого расстояния; тем не менее мы воспринимаем удаленный предмет как больший. В этом случае на помощь приходят нам те двигательные (кинестезические) ощущения, которые сопровождают собой процесс зрительных восприятий.

Устройство глаза допускает возможность его движения в различных направлениях. Самый процесс зрительной фиксации предмета заключается в том, что мы как бы «достаем» его глазами, «ощупываем» его со всех сторон, оценивая его размеры, форму, цвет и т. п. На передвижение глаз влияют удаленность предметов, их размеры, угол зрения.

Движение глаз осуществляется при помощи глазодвигательных мышц, которые опускают наши глаза вниз, поднимают вверх, отводят в стороны, сводят оси при рассматривании близких предметов и разводят их при рассматривании далеких. Движения глазодвигательных мышц при направлении глаза на далекий предмет ощущаются иначе, чем движения при направлении глаз на близкие предметы; по-новому ощущаются эти движения при направлении глаз на предмет, расположенный вверху, в сравнении с расположением его внизу, и т. д. Различия в кине-стезических ощущениях, идущих от глазодвигательных мышц при фиксации нами различно расположенных в пространстве предметов, и помогают нам локализовать тела в пространстве. Определив же место того или иного предмета в пространстве, мы легко можем уточнить его размеры и форму на основании имеющихся у нас знаний, опыта. Мы прекрасно знаем, что танк, показавшийся на горизонте, имеет гораздо большие размеры, чем, допустим, стоящий перед нами грузовой автомобиль, хотя образ этого автомобиля на сетчатке глаза будет иметь большие размеры, чем образ появившегося на горизонте танка.

Что касается объемности воспринимаемых нами тел, то здесь решающая роль принадлежит бинокулярности зрения. Как уже отмечалось выше (см. зрительные ощущения), изображение предмета при фиксации его двумя глазами падает, как правило, на слегка диспаратные точки сетчатки, что и дает нам восприятие его объемности.

Значение бинокулярности нашего зрения ясно выступает в восприятии глубины. Если через трубку смотреть одним глазом на горизонтально протянутый волосок и наблюдать за шариком, бросаемым то впереди волоска, то сзади его, окажется, что в большинстве случаев наблюдатель ошибется в определении места падения шарика относительно протянутого волоска. При наблюдении же за волоском двумя глазами место падения шарика относительно волоска воспринимается совершенно точно.

Однако нельзя полагать, что человек, обладающий монокулярным зрением (зрением одного глаза), совсем не может воспринимать глубины. Глубина ощущается и при монокулярном зрении. Только восприятие при монокулярном зрении является значительно менее точным.





Комментарий к статье