Содержание
Часть 1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МОЗГ
Глава 1. Зачем нужны эмоции
Глава 2. Анатомия эмоционального бандитизма
- Местопребывание всех страстей
- Нервная проводка для передачи сигналов
- «Эмоциональный часовой»
- Специалист по эмоциональной памяти
- Устаревшие нервные сигнализаторы тревоги
- Когда эмоции проворны и «безграмотны»
- Управляющий эмоциями
- Согласование эмоций и мышления
Часть 2. ПРИРОДА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Глава 3. Когда умный глупеет
- Эмоциональный интеллект и судьба.
- Еще одна разновидность способности мышления.
- Спок против Даты: когда познавательной способности недостаточно
- Могут ли эмоции быть разумными?
- Коэффициент умственного развития и эмоциональный интеллект: чистые типы
Глава 4. Познай самого себя
- Вспыльчивые и индифферентные
- Бесчувственный мужчина
- О пользе чувствования нутром
- Проникновение в бессознательное
Глава 5. Рабы страстей
- Анатомия ярости
- Успокоение тревоги: ну что, беспокоимся?
- Как справляться с меланхолией
- Усмирители: жизнерадостное отрицание
Глава 6. Главная одаренность
- Контроль побуждений: тест с зефиром
- Дурные настроения, путаное мышление
- Ящик Пандоры и Полианны: сила позитивного мышления
- Оптимизм как великий мотиватор
- Поток вдохновения: нейробиология выдающегося мастерства
- Обучение и вдохновение: новая модель образования
Глава 7. Корни эмпатии
- Как раскрывается эмпатия
- Хорошо настроенный ребенок
- Последствия неправильной настройки
- Неврология эмпатии
- Эмпатия и этика: источник альтруизма
- Жизнь без эмпатии: мышление растлителя, нравственный облик социопата
Глава 8. Искусство общения
- Выкажи хоть немного эмоций
- Экспрессивность и «заражение эмоциями»
- Зачатки социального интеллекта
- Как становятся социально некомпетентными
- «Мы тебя ненавидим»: у порога
- Эмоциональная проницательность: рассказ об одном случае
Часть 3. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ РАЗУМ В ДЕЙСТВИИ
Глава 9. Закадычные враги
- Брак с его и ее точек зрения: корни, уходящие в детство
- Неправильные линии поведения в супружестве
- Ядовитые мысли
- «Затопление»: брак тонет
- Мужчины: ранимый пол
- Мужчинам и женщинам: информация для супругов
- Плодотворные сражения
Глава 10. Управление с душой
- Критика — дело тонкое
- Как быть с непохожестью
- Организационный здравый смысл и групповой коэффициент умственного развития
Глава 11. Психика и медицина
- Психическая деятельность организма: как эмоции влияют на здоровье
- Отравляющие эмоции: клинические данные
- Положительные эмоции полезны для здоровья
- Включение эмоционального интеллекта в медицинское обслуживание
- По пути к заботливой медицине
Часть 4. ОКНА ВОЗМОЖНОСТИ
Глава 12. Семейный плавильный тигель
- «Включение души»
- Обретение эмоциональных основ
- Как вырастить хулигана
- Жестокое обращение ведет к угасанию эмпатии
Глава 13. Психическая травма и повторное эмоциональное научение
- Ужас, вмерзший в память
- Расстройство вследствие посттравматического стресса как расстройство лимбической системы
- Эмоциональное переучивание
- Переучивание эмоционального мозга
- Повторное эмоциональное научение и излечение от психической травмы
- Психотерапия в качестве эмоционального наставника
Глава 14. Темперамент — это не судьба
- Нейрохимия застенчивости
- Ничто меня не тревожит: жизнерадостный характер
- Укрощение перевозбужденного миндалевидного тела
- Детство: «окно благоприятной возможности»
- «Важнейшие окна»
Часть 5. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Глава 15. Во что обходится эмоциональная безграмотность
- Эмоциональное нездоровье
- Укрощение агрессивности
- Школа для хулиганов
- Как избежать депрессии
- Цена современности: растущие темпы распространения депрессии
- Протекание депрессии у молодежи
- Депрессионные образы мышления
- Отравляющая депрессия
- Нарушение питания
- Только одинокие: они исключены из школы
- Обучение дружбе
- Спиртное и наркотики: привыкание как самолечение
- Больше никаких «войн»: общий путь — это профилактика
Глава 16. Обучение эмоциям
- Урок сотрудничества
- Спорный вопрос
- Последующий анализ: несостоявшаяся драка
- Тревоги дня
- Азбука эмоционального интеллекта
- Эмоциональная грамотность в старом городе
- Замаскированная эмоциональная грамотность
- Эмоциональное расписание
- Главное — правильно выбрать время
- Эмоциональная грамотность как предупредительная мера
- Новый взгляд на школьное образование: обучение жизнью, заботливые сообщества
- Расширенная миссия школ
- Меняет ли дело эмоциональная грамотность?
- Характер, мораль и искусство демократии
Заключение
- Приложение А. Что такое эмоция?
- Приложение Б. Признаки эмоционального ума
- Приложение В. Невральная схема страха
- Приложение Г. Консорциум У.Т. Гранта: действующие компоненты профилактических программ
- Приложение Д. Курс обучения познанию самого себя
- Приложение Е. Социальное и эмоциональное научение
Задача Аристотеля
Всякий может разгневаться — это легко, но совсем не так легко разгневаться на того, кто этого заслуживает, причем до известных пределов, в надлежащее время, с надлежащей целью и надлежащим образом.
Аристотель. Никомахова этика
Невыносимо парило уже с утра. В Нью-Йорке выдался один из тех жарких и влажных августовских дней, когда ощущаемый дискомфорт повергает людей в уныние. Я возвращался в отель и, войдя в автобус, следовавший по Мэдисон-авеню, испытал почти что шок, наткнувшись взглядом на водителя, чернокожего мужчину средних лет, сиявшего радостной улыбкой, который поприветствовал меня дружеским: «Здорово! Как дела?» Так он обращался к каждому входившему в автобус, неспешно ползущий в густом потоке машин, как обычно переполнивших в этот час центр послеполуденного города. И каждый пассажир, подобно мне, вздрагивал от неожиданности, но, будучи из-за погоды в дурном расположении духа, мало кто отвечал на его добродушное приветствие.
Однако, по мере того как автобус на пути в спальный район выруливал из уличных пробок, происходило медленное, прямо-таки волшебное превращение. Водитель, пока суд да дело, развлекал нас непрерывным монологом, живо комментируя происходящее вокруг: вон в том магазине во время распродажи творилось нечто невообразимое, а в этом музее открылась замечательная выставка, вы еще ничего не слышали о новом фильме, что недавно пошел в кинотеатре на углу? Его восхищение богатыми возможностями, которые предоставлял своим жителям этот город, заразило пассажиров, и они, подъезжая к своей остановке, сбрасывали с себя скорлупу мрачной угрюмости, в которой влезали в автобус, и когда водитель кричал им вслед: «Пока! Всех вам благ!», каждый с улыбкой отвечал ему тем же.
Воспоминание об этом случае жило во мне почти двадцать лет. Когда я ехал на этом автобусе, ходившем по Мэдисон-авеню, я только что защитил докторскую диссертацию по психологии; но в то время в психологии обращалось слишком мало внимания на то, как вообще могла произойти подобная метаморфоза. Психологической науке почти ничего не было известно о механике эмоций. И все же, представив распространение вируса доброжелательности, который, должно быть, прокатился по всему городу, исходя от пассажиров этого автобуса, я понял, что его водитель был кем-то вроде городского миротворца, почти волшебником по своей способности преобразовывать бродившую в его пассажирах мрачную раздражительность, чтобы чуть-чуть смягчать их сердца и делать их добрее.
Полную тому противоположность составляют некоторые газетные сообщения на этой неделе:
Юношу-немца судили за убийство пяти турецких женщин и девушек, погибших при пожаре, устроенном им, пока они спали. Он был членом неонацистской группы и на суде рассказал, что не сумел сохранить работу, пил и в своей жестокой судьбе винил иностранцев. Едва слышным голосом он объяснял в суде: «Я не перестаю глубоко сожалеть о содеянном, и мне бесконечно стыдно».
Каждодневно обрушивающиеся на нас новости изобилуют подобными сообщениями об упадке цивилизованности и безопасности — о стремительной атаке низменных побуждений, вызывающих безудержное желание убивать. Но для нас эти новости просто отражают в более широком масштабе закрадывающееся ощущение выхода из-под контроля эмоций в нашей собственной жизни и в жизни окружающих нас людей. Никто не защищен от этой непредсказуемой волны беспорядков и раскаяния; она так или иначе проникает в жизнь каждого из нас.
Последнее десятилетие прошло под аккомпанемент барабанной дроби подобных сообщений, характеризующих рост нелепых выходок под влиянием эмоций, проявлений безрассудства и безответственности в наших семьях, общинах и коллективах. Эти годы были свидетелями всплесков ярости и отчаяния, происходящих в тихом одиночестве детей работающих родителей, оставленных на попечение телевизора вместо приходящей няни, в страдании заброшенных, оставшихся без внимания или подвергшихся жестокому обращению детей, или в безобразной интимности супружеского беспредела. О распространении душевного нездоровья можно судить по количественным показателям, свидетельствующим о внезапном возрастании случаев депрессии во всем мире, и по напоминаниям в виде нарастающей волны агрессивности: подростки с огнестрельным оружием в школах, происшествия на автострадах, заканчивающиеся перестрелками, недовольные увольнением наемные работники, зверски убивающие своих бывших сотрудников. Злоупотребление эмоциями, стрельба из движущихся автомобилей и посттравматический стресс — за прошедшее десятилетие все эти термины вошли в обычный лексикон, так же как и актуальный девиз изменился с ободряющего «Всего хорошего» на саркастический «Ну, давай-давай!».
Эта книга поможет вам найти смысл в бессмысленном. Как психолог и журналист газеты «Нью-Йорк Тайме», кем ваш покорный слуга работает последние десять лет, я отчетливо замечаю прогресс в научном понимании сферы иррационального. Но более всего меня поражают две явно противоположные тенденции: одна отражает растущее неблагополучие в эмоциональной жизни нашего общества, другая свидетельствует о появлении некоторых эффективных средств оздоровления сложившейся обстановки.