Само существование любой семьи тесным образом связано с необходимостью повседневного домашнего труда. От умения рационально вести домашнее хозяйство зависит не только материальное благосостояние семьи, но в значительной мере ее моральное благополучие, а в конечном счете, и прочность.
Вести домашнее хозяйство — значит обеспечивать нормальные условия для жизни семьи, труда и отдыха всех ее членов, а также необходимый порядок во всем.
Каким образом конкретно вести домашнее хозяйство —дело сугубо индивидуальное, в каждой семье оно осуществляется по-своему.
Как во всяком ответственном деле, в ведении домашнего хозяйства важны разумное планирование, четкая организация.
Одним из существенных элементов ведения домашнего хозяйства является постоянное содержание дома в надлежащем порядке, все должно быть на своих местах, чтобы при необходимости любой вещью можно было воспользоваться, не тратя время на ее поиски. Такой порядок достигается прежде всего и главным образом за счет того, что о нем заботится не кто-то один, а все члены семьи без исключения. При этом важно не только и, может быть, даже не столько наводить изо дня в день порядок в доме, сколько уметь поддерживать его. Если каждый из членов семьи будет, не рассчитывая на другого, всегда сам убирать за собой, беря какую-либо вещь, ставить или класть ее обратно на свое место и т. п., то это и обеспечит необходимый порядок, в значительной степени облегчит семейную жизнь.
Хорошо, когда каждый из супругов сам проявляет инициативу в выполнении того или иного доступного домашнего дела. Например, видит жена оторванную пуговицу у пиджака мужа и, не дожидаясь особой просьбы, пришивает ее; обнаружил муж, что водопроводный кран неисправен,— тут же починил его или вызвал слесаря. Однако, если в семье не установился такой порядок, надо не торопиться предъявлять претензии друг к другу по любому поводу, не спешить с упреками. Гораздо лучше и проще по-хорошему подсказать, посоветовать, напомнить, высказать в спокойном, доброжелательном тоне просьбу. Подобные отношения помогут избежать недоразумений и конфликтов и, вместе с тем, дадут возможность по-деловому, оперативно решать возникающие хозяйственные проблемы.
Нужно отметить и следующее. Плохо, когда человек скуп и мелочен, чрезмерно расчетлив, но не менее плохо, если он впадает в другую крайность и, желая продемонстрировать свою «широкую натуру», сорит деньгами, покупает, что нужно и не нужно, не учитывает реальные потребности, не задумываясь, выбрасывает то, что еще могло бы послужить или как-то быть использовано.
Важную роль в успешном ведении домашнего хозяйства играет бережное отношение к продуктам питания, их рациональное использование. Особо следует подчеркнуть необходимость разумного обращения с хлебом.
Молодые люди, получившие хорошую трудовую закалку в своих родительских семьях, многое умеют делать своими руками: девушки сами шьют и перешивают, вяжут, вышивают, проявляют творческую выдумку, неизбежную в домашнем хозяйстве; юноши могут мастерить ту или иную мебель, починить бытовые приборы, изготовить разнообразные поделки, украшающие квартиру, произвести необходимый ремонт и т. п. Не говоря о том, что такая хозяйственная самодеятельность супругов в семье позволяет экономить денежные средства, все, что сделано собственными руками, обычно доставляет большее удовлетворение, служит убедительным доказательством действительной заботы супругов о благополучии своей семьи.
К сожалению, бывает, что молодые люди, вступая в брак, не придают большого значения предстоящему бытовому труду в семье, а нередко и просто не приучены к нему. Их родители в свое время не позаботились об этом, и в результате молодая жена не умеет сварить суп, заштопать носки, а юный супруг не в состоянии прибить вешалку как следует или починить электровыключатель… Ясно, что подобная неумелость создает в совместной жизни много неудобств, приводит к унизительному чувству беспомощности и отнюдь не украшает человека. Конечно, в подобных случаях не приходится говорить о трудовой атмосфере семьи. Чаще всего в таких семьях постепенно возникает неудовлетворенность молодых супругов друг другом, ведущая к недовольству, раздражению, конфликтам.
В ходе занятия целесообразно особо выделить мысль о том, что вообще нормальный, здоровый человек должен уметь по возможности делать все, что необходимо, именно это обеспечивает его действительную самостоятельность, независимость, а также готовность и способность оказать помощь другому. В таком случае не будет проблем и в ведении домашнего хозяйства.
Правда, следует отметить, что причиной недоразумений и конфликтов в молодой семье может быть не только неумелость жены или мужа, но и просто нежелание выполнять ту или иную домашнюю работу.
В данном случае каждый из супругов должен отчетливо понимать, что их домашние дела никто за них не сделает и нежелание работать для семьи одного неизбежно обернется дополнительной нагрузкой на другого. А это не только несправедливо, но и чревато всякими семейными неприятностями.
Законом семейной жизни является равномерное распределение обязанностей по ведению домашнего хозяйства между всеми членами семьи, конечно с учетом реальных возможностей каждого. Особенно это касается мужчин, которые нередко под разными предлогами стараются избежать любого бытового труда, цепляясь за отжившие традиции, считают его уделом женщин.
В связи с этим можно рассмотреть с учащимися следующую довольно типичную ситуацию. Молодой муж пришел с работы и в ожидании ужина принялся читать газету. Тем временем жена, также вернувшаяся с работы, побежала в магазины за продуктами, а возвратившись, стала накрывать на стол. После ужина муж сел смотреть телевизор, а жене пришлось готовить обед на следующий день. Свидетельствуют ли эти факты о наличии трудовой атмосферы в данной семье? Может ли подобное «распределение» обязанностей по ведению домашнего хозяйства способствовать укреплению семьи?
Справедливое распределение обязанностей по ведению домашнего хозяйства между членами семьи, добросовестный труд каждого имеют чрезвычайно важное значение для воспитания детей. Пример повседневного отношения отца и матери к домашним делам играет большую роль в формировании этих качеств у детей. Будучи невольным свидетелем постоянного доброго сотрудничества отца и матери во всех делах по хозяйству, их взаимопомощи, ребенок естественно воспринимает это как норму, как образец для подражания.
В таких случаях ребенок, как правило, и сам стремится принять посильное участие в совместной работе, внести свой вклад в общее дело. Благоразумные родители не только поощряют подобное стремление сына или дочери, но и всячески тактично стимулируют его, предлагая или поручая доступные задания, всемерно вовлекая в коллективный труд, оказывая необходимую помощь показом и советами.
Вовлекая детей в домашний труд, нужно соблюдать определенное правило: следует поручать детям какое-то дело от начала до конца, какую-то постоянную обязанность, а не «дергать» их мелкими единичными поручениями, от которых морально устают и родители и дети.
Таким образом, трудовая атмосфера семьи формируется постепенно. Добросовестный труд всех членов семейного коллектива как для общества, так и для собственной семьи обеспечивает необходимую гармонию во взаимоотношениях, гарантирует материальное благополучие. Со своей стороны, нравственные, спокойные отношения в семье, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи, служат интересам производительного труда родителей, учебы детей.