X

Трудолюбие — важнейшее качество гражданина и семьянина

В процессе занятия следует показать учащимся, что необходимым условием создания трудовой атмосферы семьи является любовь к труду как со стороны старших, так и младших.

В формировании трудолюбия у детей решающая роль принадлежит родителям, семье. К.Д. Ушинский справедливо писал, что лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья.

С первых месяцев своей жизни ребенок имеет возможность наблюдать за разносторонней деятельностью старших; хотя сначала и неосознанно, но усваивает, что без труда не может быть и никаких результатов. По мере того как ребенок подрастает, овладевает двигательными и другими умениями и навыками, родители начинают приучать его к элементарному самообслуживанию и посильному труду. На первых порах это самые простые дела: положить свои игрушки на место, принести что-то старшим. В дальнейшем трудовые дела ребенка постепенно усложняются: он приучается самостоятельно умываться, одеваться, убирать свою постель.

Если родители специально преследуют цель воспитывать малыша в труде, уделяют этому внимание и время, спокойно и терпеливо показывают ему, что и как надо делать, ребенок воспринимает такое приучение охотно и как вполне естественное занятие. Этому в большой мере способствует свойственное всем детям желание подражать взрослым, а также стремление к самостоятельности. Уже к трем годам часто можно слышать от ребенка выражение «я сам», которое подкрепляется настойчивыми попытками выполнить то или иное дело. В этих случаях важно не отбить у малыша охоту к самостоятельным действиям, помочь ему или тактично переключить его интерес на более доступные занятия.

Во многих семьях, где царит действительно трудовая атмосфера, детей с дошкольного возраста привлекают к посильному бытовому труду. Это может быть мытье посуды, участие в уборке квартиры, уход за комнатными растениями и многое другое. Учитывая возможности ребенка, родители подробно объясняют ему смысл и характер работы, помогают, когда требуется, проявляют снисходительность при неудачах, поощряют успехи и достижения. Важно с раннего детства внушать сыну или дочери, что в семье все должны помогать друг другу, каждому надо делать то, что он может, чтобы всем было хорошо. В этом отношении полезно закрепление за каждым членом семьи вполне определенных постоянных трудовых обязанностей, как об этом говорилось выше.

С поступлением ребенка в школу у него появляется новая ответственная обязанность — учение. Это серьезный и нелегкий труд, требующий больших волевых, умственных да и физических усилий. Однако если еще до школы ребенок приобрел привычку добросовестно выполнять любое порученное дело, доводить его до конца, если он вообще любит и умеет трудиться, то все это поможет ему успешно учиться в школе.

Вместе с тем школьное учение не должно служить поводом для освобождения детей от домашних обязанностей и дел. Большую ошибку допускают те родители, которые, определив ребенка в школу, считают, что теперь его долг только учиться. Конечно, учение для школьника является важнейшим делом, но и семейные заботы, общие дела по домашнему хозяйству — без ущерба для учебных занятий — должны найти свое место в его режиме дня. При этом важно добиваться, чтобы не было разделения на «женский» и «мужской» труд, чтобы мальчик не считал для себя зазорным и сходить в магазин, и пришить оторванную пуговицу, и починить сломанный табурет, и постирать носки.

Трудолюбие как качество личности предполагает не только любовь и привычку к физическому и умственному труду, но и уважение к людям труда, бережное отношение к результатам труда, как своего собственного, так и других, стремление умножать своим трудом богатства Родины.

Следует особо подчеркнуть связь трудолюбия с развитием способностей, в котором заинтересован не только сам человек, но и общество. Ведь без трудолюбия человек может так никогда и не узнать, к чему же он способен, т. е. добровольно ограничить свое развитие. А такие потери — невосполнимы.

Возвращаясь к домашнему труду, заметим, что все многочисленные заботы по дому и хозяйству ложатся на плечи главным образом старших членов семьи — жены и мужа. Естественно, что при наличии ответственности, трудолюбия, у супругов бытовой труд выступает не только как необходимость, но и как средство проявления внимания друг к другу, заботливости, взаимного уважения. В этом выражается нравственный смысл домашнего труда, бытовых обязанностей.

Ведение домашнего хозяйства, стимулируемое чувством любви и заботой о благополучии близких, не воспринимается как неприятная обязанность, а приносит удовлетворение, позволяет проявлять выдумку, находчивость, изобретательность в работе. Если жених и невеста или кто-то из них не подготовлен должным образом к ведению домашнего хозяйства, ясно, что для создания нормальной семейной жизни им придется срочно наверстывать упущенное— общими усилиями, с помощью своих родителей и других старших овладевать навыками бытового труда. И здесь важны чуткое отношение, взаимопомощь, умение тактично поддержать друг друга. Большая роль при этом принадлежит самовоспитанию молодых супругов, т. е. сознательному преодолению своих недостатков, стремлению быть деятельным, умелым и инициативным членом семейного коллектива, не прятаться за спину супруга или супруги.

Учитель может попросить учащихся привести известные им примеры рационализации бытового труда.

Если человек действительно трудолюбив, это ценное качество естественно проявляется во всех сферах и видах его деятельности. Конечно, особое значение оно имеет в процессе труда на производстве. Трудолюбивый работник, получая удовольствие непосредственно от самого процесса труда, испытывает большое моральное удовлетворение, внутренне спокоен, уверен в себе. Ясно, что все это положительно сказывается на настроении человека, его отношении к окружающим.

Высокая сознательность и активность, трудовой энтузиазм, свойственные таким семьям, находят свое выражение не только в пределах собственной квартиры или дома; трудолюбивые и энергичные люди выступают застрельщиками и организаторами общественно полезного труда по месту жительства, тем самым распространяя трудовую атмосферу своей семьи на соседей и других окружающих.

Над чем подумать, что обсудить

1. Установить, какими навыками бытового труда вы обладаете, а какими вам следует овладеть.

2. Проанализируйте распределение обязанностей по ведению домашнего хозяйства в своей семье и определите, какие коррективы необходимо внести в это распределение.

admin:
Еще статьи