Психологическая служба классического университета

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Обмен опытом

Татьяна Арсеньева

alt

Татьяна Николаевна Арсеньева — кандидат психологических наук, доцент, руководитель психологической службы Тверского государственного университета.

В кандидатской диссертации «Психологические основы управленческой деятельности руководителя инновационного общеобразовательного учреждения» представила психологические основы управленческой деятельности руководителя инновационного общеобразовательного учреждения и разработала рекомендации по совершенствованию методов психологической диагностики профессиональной компетентности управленческих кадров в образовании. Разработала психограмму успешного руководителя инновационного учреждения.

Психологическая служба, возглавляемая Татьяной Николаевной, создана одной из первых в России и обслуживает все 15 факультетов университета.

Психологическая служба Тверского государственного университета (ТвГУ) была создана решением Ученого совета в апреле 2003 года. Она является основным структурным подразделением университета.

Руководитель Психологической службы осуществляет практическую деятельность непосредственно на основе приказов и указаний ректора (ТвГУ). В состав службы входят психологи, методист, студенты выпускных курсов факультета психологии и социальной работы.

Концепция психологического обеспечения образовательного процесса в ТвГУ рассматривает Тверской государственный университет как комплекс, являющийся не только государственным учреждением высшего профессионального образования, но и настоящим научным и культурным центром региона.

Основной целью деятельности психологической службы классического университета является психологическое обеспечение полноценного личностного и интеллектуального развития студентов, формирование способностей к самовоспитанию и саморазвитию.

Положение о психологической службе в системе образования, к сожалению, лишь обозначает основные направления в профессиональной деятельности психологов, но в каждом конкретном учреждении, в частности в классическом университете, деятельность службы приобретает особенные черты и зависит от творчества и профессионального мастерства психологов.

Именно на этой основе возникает так называемая авторская модель психологической службы, которая предполагает выделение приоритетов, системность, гибкость, многообразие форм и методов работы, преемственность, экологичность. Своеобразным девизом психолога классического университета, на наш взгляд, должны стать слова, обращенные к каждому студенту: «Вы талантливы, если ие докажете обратное».

Основные направления развития психологической службы ТвГУ рассматриваются в контексте гуманизации и гуманитаризации высшего профессионального образования, с учетом специфики образовательного процесса в каждом структурном подразделении университета (факультет, колледж, лицей-интернат для одаренных детей и др.).

Приоритетными направлениями работы Психологической службы ТвГУ стали:

1. Психологическое сопровождение студентов-первокурсников.

Попадая в вуз, студент невольно сравнивает его со школой. Он оказывается в непростой ситуации, требующей от него готовности к перестройке своей учебной деятельности. Другим важным отличием вузовского образования от обучения в школе является менее жесткий, чем в школе внешний контроль над тем, на что расходуется время. Поэтому умение планировать свое время, а также планировать свои душевные и физические затраты становится важнейшим условием успешной учебно-профессиональной деятельности студента-первокурсника. Психологическая служба разработала учебный курс: «Введение в учебно-профессиональную деятельность сту

дети классического университета», позволяющий облегчить формирование новой образовательной культуры учащихся.

2.Психологическое    обеспечение формирования «корпоративной культуры» классического университета:

—    создание атмосферы психологической готовности к профессиональному становлению специалистов различного профиля;

—    обеспечение психологической безопасности образовательного процесса;

—    личностно-ориентированное консультирование студентов. преподавателей и сотрудников ТвГУ;

—    создание элементов корпоративной культуры в коллективе преподавателей и студентов, формирование имиджа университета как ведущего научно-учебного комплекса Тверской области.

Психологическая служба классического университета

3.    Психологическое сопровождение профессионального становления.

Образ представителя той или иной профессии Меняется в зависимости от системы общих ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей. Раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей, их определенными профессиональными ценностями. Сейчас «идеальный образ профессионала» часто подменяется на «идеальный образ жизни». Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смешает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии, где профессия выступает как средство для достижения того или иного образа жизни. Поэтому одна из задач психологической службы формирование адекватного образа себя как профессионала.

4.    Формирование установок толерантного сознания студенческой молодежи.

Важнейшей задачей данного направления является формирование способности противостоять стрессообразующим • факторам современной жизни;

—    выявление причин социальных, психологических, этнонациональных и других факторов возникновения и роста проявлений молодежной агрессии;

—    формирования психологической устойчивости учащихся на основе системы наблюдений, психологического и педагогического тестирования и др.;

—    формирование у молодежи навыков индивидуальной и групповой самоорганизации. самообучения, самоконтроля.

5. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психологической службы в вузе.

Опыт работы психологической службы ТвГУ подтверждает значимость разработки и принятия нормативно-правовых актов, создающих оптимальные условия работы службы как структурного подразделения вуза. При этом необходимо отметить, что документация правового характера, регламентирующая деятельность психологов вуза, должна учитывать специфику образовательной среды конкретного учебного заведения. Важной задачей является ее унификация (то есть приведение в соответствие с локальными актами, принимаемыми на уровне высшего учебного заведения).

Положение о службе в вузе должно содержать нормы, регулирующие взаимоотношения ее сотрудников с другими подразделениями, выполняющими различные задачи по обеспечению образовательного процесса.

При создании психологической службы ТвГУ большое внимание было уделено разработке должностных инструкций, определяющих основные функции, обязанности, права и ответственность сотрудников. Это позволило:

а)    создать организационно-правовую основу деятельности персонала;

б)    правильно организовать и проводить подбор и расстановку кадров;

в)    рационально распределять обязанности среди работников;

г)    обеспечивать объективные оценки деятельности работников.

Г. Гегель определил образование как «то, благодаря чему индивид обладает значимостью и действительностью». Роль качественного высшего образования в современной жизни трудно переоценить. Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях.

Подготовка таких людей невозможна без расширения «психологической составляющей» получаемого ими образования. Поэтому создание в вузах (в классических университетах в первую очередь) структур, осуществляющих психологическое сопровождение образовательного процесса (в той или иной организационно-правовой форме, учитывающей специфику вуза), является, на наш взгляд, одной из приоритетных задач, стоящих перед психологами образования.





Комментарий к статье