К навыкам очень близки привычки. Привычки, как и навыки, автоматизированы. Они закрепляются в процессе повторения тех или иных действий. Однако между привычками и навыками имеется не только сходство, но и существенное различие.
Привычкам свойственны черты принудительности, чего нельзя сказать о навыках. Принудительность в совершении привычных действий проявляется в том, что человек испытывает чувство неудовольствия, если привычное действие совершить ему не удается. Например, многие из солдат и офицеров, выработавшие у себя привычку заниматься по утрам физкультурой, чувствуют себя выбитыми из колеи, если им не удается почему-либо совершить эту процедуру. С навыками дело обстоит иначе. Мы можем более или менее длительно не прибегать к использованию имеющихся у нас навыков, не испытывая при этом никаких неудобств.
В основе привычек, как и навыков, лежит система нервных связей, названная И. П. Павловым динамическим стереотипом. Но организуется эта система связей иначе в процессе формирования навыков в сравнении с процессом образования привычек. Для навыков характерно то, что их формирование осуществляется в прямом соответствии с той целью, какая ставится перед учащимися. Занимаясь, допустим, радиопередачей или радиоприемом, курсант всегда преследует цель выработать у себя эти навыки. Что же касается привычек, то их формирование не всегда соответствует той цели, какую преследует человек в своих действиях. Так, например, люди копируют иногда неудачные приемы речи других. Если это делать часто, то есть опасность самому впасть в ошибки такого же рода. Причем, копируя других шутки ради, человек вовсе не собирается присвоить себе высмеиваемые недостатки. Если же это и случается, то помимо намерений человека.
Другой путь образования привычек — это превращение навыков в привычки. В качестве примера можно привести такой хотя бы случай. Человек, лишенный системы в работе, решает подчинить свою деятельность строгому порядку. Система в работе будет достигаться сначала в результате усилий его сознания. Позднее контроль сознания будет требоваться все в меньшей и меньшей степени. Наступит момент, наконец, когда системность в работе этого человека станет достоянием его личности, превратится в привычку, которая будет сопровождать его до конца жизни.
Возможность образования привычек указанными выше путями не значит, что эти формы поведения не могут формироваться сознательно, в прямом соответствии с поставленной перед собой задачей. Люди часто ставят перед собой прямую задачу сформировать те или иные привычки и с успехом достигают этого. Пример такого способа формирования привычек мы находим в закаливании людьми своего организма с помощью водных процедур. На первых порах систематическое следование правилам закаливания организма через водные процедуры доставляет человеку неприятные даже моменты, но после длительных ежедневных упражнений они превращаются в потребность, и невозможность их выполнения начинает переживаться как неприятность.