Элеанора Армстронг-Перлман, о которой я упоминал в третьей главе, описывала свой опыт работы в психиатрической лечебнице (Armstrong-Perlman, 1991). Она заметила, что многие из вновь поступивших пациентов страдали от психологического коллапса после разрыва отношений. Ей было ясно, что отношения, о которых рассказывали эти пациенты, не имели будущего.
Однако самим пациентам так не казалось, они не могли поверить, что эти отношения безнадежны, потому что доминировавшее надеющееся Я не видело негативных, отталкивающих черт столь желанных личностей. Армстронг-Перлман использовала модель Фейрбейрна для анализа поведения таких пациентов, и ей удалось выяснить, что они накладывали фантазии, генерируемые своим надеющимся Я, на негативные и враждебные проявления своих желанных объектов: Партнер, с которым пришлось недавно расстаться или с кем неминуемо придется расстаться в ближайшем будущем, являлся объектом желания. Отношения с ним делали жизнь пациента «настоящей». Но, слушая историю этих отношений, поражаешься неведению пациентов. Выбор такого партнера кажется патологическим или извращенным. Множество признаков указывает на то, что избранник неспособен на взаимность, любовь и не готов ответить на чувства так, как от него ожидают. Пациент преследует очаровавший, но отталкивающий его объект, возбуждающий, но разочаровывающий. Возможно, в начале отношений объект дал повод для надежды, но не оправдал ожиданий. Отказ заставлял желать его расположения с удвоенной силой, но объект желания ускользает, он эфемерен, кажется, вот он совсем рядом, только протяни руку, но поймать его невозможно (Armstrong-Perlman, 1991:345).
Наблюдения Армстронг-Перлман совпадают с моим клиническим опытом в том, что власть надеющегося Я над внутренним ланий. Фейрбейрн назвал такое избирательное восприятие другого человека «возбуждающим объектом». Когда надеющееся Я находится «у власти», все прошлые неприятности, связанные с объектом желания, подавляются в подсознании. В таком искаженном восприятии негативные сигналы и воспоминания о прошлых обидах игнорируются, в то время как для нормального человека они послужили бы поводом держаться подальше от такого опасного объекта. Надеющееся Я дает возможность женщине, пострадавшей от агрессии своего партнера, несмотря ни на что возвращаться к нему, забыв страх и спрятав все травмирующие воспоминания подальше в раненом Я.