Теория объектных отношений Фейрбейрна

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Фейрбейрн осознал важность матери («объекта» для ребенка) еще в далекие 1940-е, но, как уже упоминалось, при жизни его труды не нашли признания в психоанализе. Причиной тому была все еще продолжавшаяся Вторая мировая война, а также другая война — война противоборствующих теорий психоанализа, развернувшаяся в Великобритании между двумя крупнейшими школами психоанализа: школа Мелани Кляйн9 против школы Анны Фрейд10 (Rayner, 1991). Английская школа психоанализа, о которой я уже говорил, действительно складывалась из трех различных научных школ, каждая из которых имела свою направленность. Основной конфликт разгорелся между теорией Кляйн, которая считала себя сторонницей Фрейда, и Анной Фрейд. Кляйн, последователи которой называли себя школой «А», полагала, что врожденная детская агрессия есть источник непреодолимого двойственного отношения к матери (любовь и ненависть).

Объект и потребность растущего ребенка в привязанности

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Наверное, самый неудачный и хуже всего передающий суть термин современной психологической теории — это объект, обозначающий личность вне себя самого. Изначально Фрейд предполагал, что мать привлекает ребенка, поскольку является для него «сексуальным объектом», дающим разрядку его или ее неудовлетворенным сексуальным или другим инстинктивным влечениям, как, например, голод, жажда или волнение, вызванное актом испражнения. Не забывайте, что для Фрейда все мотивации, свойственные человеку, включая желание новорожденного получать молоко из груди своей матери, имели сексуальную подоплеку. Следовательно, все личности вне самого младенца рассматриваются как сексуально окрашенные объекты. С появлением моды на теорию объектных отношений представление о сексуальной мотивации как об основе всех действий человека понемногу утратило актуальность, но, к сожалению, термин объект по-прежнему обозначает некую личность помимо самого ребенка. То есть объектами считаются все, кроме нас самих: все мы друг для друга объекты.

Парадоксальные последствия пренебрежения ребенком в детстве

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Следующие два момента, выделяемые Фейрбейрном в его модели, не так очевидны, но неизбежны, если ребенку постоянно отказывали во внимании его слишком занятые родители. Первый парадокс заключается в том, что обделенный вниманием ребенок оказывается более привязанным к своей матери, чем тот, который любим и обласкан. Разве такое возможно? Здравый смысл подсказывает, что отвергаемый ребенок должен быть менее привязан из-за постоянно ощущаемого отторжения. Это неверное, но логичное представление основывается на допущении, что ребенок обладает такой же свободой выбора, как и взрослый. Между тем Фейрбейрну известно, что никакого выбора у ребенка нет, и отвергнуть родителя он не может. Единственный выход из этого тупика — принять родителя, каким бы плохим ни было его поведение. Забыть о  том, что мать не занимается его воспитанием и не заботится о нем, ребенку не удастся, но он будет постоянно стремиться получить все это и будучи ребенком, и повзрослевшим подростком, и так до тex пор, пока его потребности не будут удовлетворены. Дети младшего возраста, даже те, с которыми плохо обращаются и отвергают родители, абсолютно фиксированы (термин заимствован у Фрейда, хотя и в несколько искаженном значении) на своих матерях. Чем сильнее их подавляют, тем сильнее фиксация.

Теория научения и бихевиористская модель

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Последняя психологическая модель, отстаивающая право на единственно достоверное объяснение причин, по которым пострадавшие от жестокого обращения женщины возвращаются к избивающим их мужчинам, возникла отличным от предыдущих и совершенно независимым путем. Бихевиоризм возник в Германии во второй половине XIX века. Группа ученых занялась изучением механизмов человеческого восприятия в лабораторных условиях. Сначала они исследовали минимальную степень изменения стимула, достаточную для восприятия человеком. Например, насколько легче одной унции должна стать гиря, чтобы можно было с уверенностью сказать, что она легче другой гири, которая весит ровно одну унцию. Эта разница получила название порога различимости (JND — just noticeable difference). Упор в этом подходе делался па тщательное «научное» исследование, основанное на контролируемости условий, измеримости стимулов и повторяемости результатов. То есть заинтересовавшийся психолог, например, из Америки, мог прочитать статью, посвященную исследованию порога различимости весов, проведенному в Германии, и подтвердить результаты собственным исследованием, проведенным в Америке при аналогичных условиях.

Выводы

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

В этой главе рассмотрено множество вопросов, начиная с концепции психологической модели, истории и эволюции теории объектных отношений, модели развития личности, предложенной Фейрбейрном, и заканчивая бихевиористской моделью развития человека. Я начал с Фрейда и его теории инстинктов из-за ее теоретической и практической близости к теории объектных отношений, а также потому, что многие идеи Фрейда, включая понятия вытеснения и бессознательного, были перенесены в модель Фейрбейрна и выдержали проверку временем.

Глава 2. Три основных процесса, происходящих с Эго и ведущих к психологической зрелости

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

В этой главе я хочу рассмотреть развитие структуры человеческого Эго. Материал, представленный в этой главе, не связан непосредственно с работами Фейрбейрна, он собран из двух смежных научных областей: Эго-психологии, являющейся подразделом психоаналитического направления, концентрирующегося на развитии способностей детского Эго, и теории привязанности, берущей свое начало в работах Джона Боулби18. Теория привязанности уходит корнями в этологию, изучение поведения человека и животных в естественной среде. Боулби вдохновили труды Конрада Лоренца19, наблюдавшего, как у гусят формируется сильная связь с матерью-гусыней, хотя она никогда не занимается их кормлением. С рождения гусята сами находят себе еду, следовательно, их отношения с матерью нельзя объяснить удовлетворением потребностей (кормлением). Боулби рассматривал связь между ребенком и родителями в человеческом обществе с позиции свободной от теорий этологии, и в результате разработал модель, известную как теория привязанности. Психология Эго будет использоваться в этой главе наравне с теорией привязанности, поскольку они удачно дополняют друг друга, по-своему интерпретируя различные аспекты отношений между матерью и ребенком.

Эго-психологический подход к развитию личности

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Психология Эго, как я уже говорил, приходится двоюродной сестрой теории объектных отношений, эволюционировавшей из работ Анны Фрейд, одной из первых обратившей внимание на роль Эго в развитии ребенка. От теории объектных отношений ее отличает то, что источником энергии для личности все-таки считается Ид.

Дифференциация: первый процесс, связанный с развитием

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Мы рассматриваем дифференциацию самой первой, потому что она является первым из трех процессов, который можно наблюдать у развивающегося ребенка. Интроекция происходит в то же самое время; но ее невозможно заметить на начальных этапах жизни. Концепция дифференциации, на самом деле, имеет два тесно связанных значения: дифференциация себя от других людей и дифференциация внутри себя самого. Дифференциация себя от других определяется как способность человека ощущать себя существующим и действующим отдельно от окружающих. В этом значении дифференциация обозначает осознание младенцем себя и своей матери как отдельных сущностей. Возникает вопрос: в чем же сложность такого восприятия? Но, как мы убедимся, многим так и не удается постичь эту фундаментальную разницу.

Исследование этапов сепарации и индивидуации, проведенное Маргарет Малер

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Перед тем, как обратиться к двум другим процессам, участвующим в развитии Эго, интроекции и интеграции, я бы хотел рассказать об исследовании процесса дифференциации, проведенном с позиций Эго-психологии Маргарет Малер22 и ее коллегами, Ф. Пайном и А. Бергман, в 1975 году. Модель, разработанная Малер, основана на лабораторных наблюдениях, что делает ее скорее эмпирической, чем чисто теоретической. Предложенные ею этапы психологической индивидуации используются как модель развития Эго в большинстве теорий объектных отношений. Малер и ее коллеги тщательно изучили матерей и их младенцев и подготовили ряд описаний нормальных этапов, через которые проходит ребенок в период дифференциации.

Недостаток дифференциации во взрослом возрасте

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Само по себе взросление не гарантирует возрастание дифференциации, и многие люди, дожив до взрослых лет, продолжают слабо дифференцировать себя от родителей или других людей. Взрослые, которым в детстве не удалось дифференцироваться от своих матерей, и во взрослом возрасте не могут действовать самостоятельно, или же, будучи вынужденными проявлять самостоятельность, чувствуют себя крайне неуверенно. Следующий пример иллюстрирует острый недостаток дифференциации у 37-летних близнецов: Грета и Фреда Чейпин — однояйцовые близнецы, которые в 37 лет одинаково одеваются, ходят в ногу, вместе принимают двухчасовую ванну и часто разговаривают друг с другом, а иногда ругаются в унисон. Если же им приходится расстаться даже на мгновение, они начинают вопить и причитать. <…> На сестрах Чейпин — одинаковые серые пальто, но изначально пуговицы на одном были зеленого цвета, на другом — серого. Срезав по две пуговицы с каждого пальто, они перешили их на другое, таким образом, на каждом пальто теперь две зеленые и две серые пуговицы. Социальный работник, обслуживающий их, однажды принес им два куска мыла разных цветов, и они расплакались. Потом они разрезали мыло пополам, так, чтобы у каждой было две одинаковые половинки (Leo, 1981:45).