Попытки расщепить образ психотерапевта

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Сама по себе возможность обратиться к психотерапевту за помощью в любой момент и гарантированно получить ее способна подорвать броню защитного расщепления. Проще говоря, пациентка начинает воспринимать как должное то, что психотерапевт всегда к ее услугам, круглосуточно и ежедневно. Даже самый неопытный и невнимательный врач может обеспечить ей больше поддержки, чем изначальный объект или буйный партнер. Казалось бы, нет никакой причины расщеплять личность психотерапевта на две составляющие — поощряющую и отвергающую, ведь специалист всегда доступен, предсказуем, всегда готов помочь. В его/ее поведении нет никакого очевидного «порока», от которого пациентке приходилось бы прятаться. Но, несмотря ни на что, пациентка с серьезными повреждениями психики неизбежно разложит личность психотерапевта на плохую и хорошую составляющие. Обычно это происходит в начале терапии, когда она крайне чувствительна и отчаянно нуждается в поддержке. Любое высказывание психотерапевта, минимально расходящиеся с мнением пациентки, сразу же характеризует его как «плохого» и дает повод к расщеплению. Пострадавшие от жестокого обращения пациентки склонны постоянно перебивать психотерапевта и «поправлять» его, поскольку им трудно смириться с фактами, принижающими их и без того опасно низкую самооценку или ставящими под угрозу отношения с неадекватным партнером. Такое поведение показано в предыдущем примере, где женщина не соглашается с высказыванием врача относительно ее агрессивного бойфренда. В тот момент психотерапевт был для нее отвергающим объектом.

Расщепив психотерапевта на «хорошего» и «плохого», пациентка не стесняется атаковать «плохого» и мстить ему. Ведь в ее восприятии перед ней два разных человека. Это еще одна из причин возникающих трудностей в работе с данной категорией женщин. Особенно уязвленными чувствуют себя терапевты, которые по наивности и доброте душевной искренне стараются помочь, а в ответ получают шквал оскорблений и обвинений в чем-то, что пациентка сочла «несправедливым». Она не чувствует никаких угрызений совести по поводу проявленной агрессии, точно так же, как ее партнер не чувствует себя виноватым, избивая ее. Внезапный переход от зависимо-доброжелательной к агрессивно-отталкивающей роли характерен для пограничных пациентов, «беспощадных» в состоянии переноса (Kernberg, 1980). Задача психотерапевта заключается в том, чтобы подавить у пациентки тенденцию к расщеплению его на «плохого» и «хорошего». Если та ведет себя слишком агрессивно по отношению к нему, ей следует мягко напомнить обо всем хорошем, что сделал для нее врач, — разве такое быстро забывается? — а также поинтересоваться, готова ли она отказаться от помощи специалиста. Пациентка, использующая расщепление, легко обращает свою агрессию на психотерапевта, как только чувствует давление неудовлетворенных потребностей. В некоторых случаях может быть полезным объяснить механизм расщепления, однако интеллектуальное понимание процесса мало помогает интеграции.





Комментарий к статье