Так вы сможете обучить уверенности участников вашего семинара.
Сообщите вашей группе, что вы собираетесь обучать всех тому, как быть более уверенными в себе. Опишите уровни уверенности согласно приведенной таблице, адаптируя примеры для вашей аудитории, и сделайте ссылку на то, что описанные варианты поведения существуют только в качестве иллюстрации. Люди могут вести себя как угодно при любой степени уверенности. Сделайте ваши объяснения достаточно конкретными для того, чтобы участники могли осознать их, и, в то же время, достаточно общими для того, чтобы они могли создать собственные образы и воспоминания об уверенности на каждом уровне.
Скажите участникам, что они будут общаться друг с другом, как если бы они находились в какой-то социальной ситуации или, возможно, во время перерыва на кофе перед важной деловой встречей. Они могут попытаться установить контакты или держаться в стороне друг от друга, разговаривать друг с другом или нет в зависимости от того, какие ощущения они испытывают. Попросите участников попытаться представить себе чувства, которые у них ассоциируются с уровнем уверенности б, а для этого вспомнить ситуацию, в которой они были заняты каким-то делом и чувствовали, что, «сможет быть, это сработает». Называйте новый уровень уверенности каждые 30 секунд. Затем попросите участников вернуться на свои места, на каком бы уровне уверенности они сейчас ни находились, для того чтобы обдумать то, что только что происходило.
В этом упражнении мы изменяем свой уровень уверенности, опираясь на предыдущий опыт нашего поведения. Упражнение служит примером использования наших внутренних ресурсов, так как мы применяем предыдущий опыт непосредственно в настоящий момент, вставая с места и общаясь с другими людьми.
Можно начинать выполнение упражнения с любого уровня уверенности, но чаще всего оно начинается с шестого уровня уверенности, на котором люди могут застенчиво поприветствовать друг друга, возможно, назвать друг другу свои имена, спросить, как дела, и затем перейти к разговору с кем-нибудь другим. Если вслед за этим вы назовете «уровень 8», то в большинстве групп люди начнут двигаться по направлению друг к другу, улыбаться во время разговора, станут более оживленными. Они станут говорить громче. Если вы назовете «уровень 4», люди, скорее всего, разбегутся в разные концы комнаты. Они все еще будут общаться друг с другом, но с полуулыбкой, запинками и нерешительностью. Станет намного тише.
Когда вы сами ощущаете уверенность в себе, называйте «уровень 10». Все неожиданно начнут громко говорить. Вместо того чтобы завязывать знакомства друг с другом в парах, группы из трех, четырех и более человек возьмут на себя инициативу и будут представлять друг другу своих коллег. Возможно, совершенно незнакомые люди будут похлопывать друг друга по плечу или даже обниматься.
После этого упражнения обычно отмечается, что более высокие уровни уверенности отличаются повышением громкости голоса участников. Участники также часто отмечают, что увеличивается как физический, так и зрительный контакт и что они ощущают комфорт на более высоких уровнях уверенности.
Высокая степень уверенности не обязательно связана с шумом, но в некоторых условиях уровень звука повышается. Например, если два человека уверенно общаются друг с другом, то людям, находящимся рядом с ними и чувствующим себя одинаково уверенно, нужно будет немного повысить голос для того, чтобы быть услышанными. Это делает первый разговор немного менее громким, но, поскольку участники чувствуют себя уверенно, они немного повышают голоса. Взаимное влияние в такой цепочке последовательно приводит к повышению уровня звука.
Всегда существуют способы выражения уверенности в других социальных контекстах, когда она может выражаться без шума. Когда группа безмолвных монахов достигает уровня уверенности 10, нет разницы в уровне звука, но есть существенная разница в качестве звука. Вы можете попросить всю группу представить себя безмолвными монахами и ощутить степень уверенности 10. Люди изменят позы и будут более прямо сидеть на своих местах. Они будут выглядеть более уравновешенными, более сосредоточенными и преисполненными жизненной энергией. Смысл состоит в том, что существует множество способов выражения уверенности. В данном случае важно именно внутреннее ощущение, а не внешний звуковой эффект.
В обоих упражнениях (когда участники общаются и когда они представляют себя монахами) участники прочувствуют свою способность мгновенно меняться в нужном им направлении.
Поскольку изменения степени уверенности в себе по своему желанию кажутся просто достижимыми, а результаты — быстрыми и удивительно эффективными, участники иногда начинают искать недостатки в самом процессе. Они говорят, что это упражнение — искусственное, поскольку обстановка казалась им ненастоящей или потому что они чувствовали, что «играют». Некоторые также беспокоятся о том, что будут не в состоянии всегда использовать технику изменения степени уверенности, в то время как другие озабочены слишком большой степенью своей уверенности или тем, окажется ли эта техника полезной тогда, когда им будет нужно: при выступлении перед аудиторией, во время интервью или деловой встречи.
Это типичная реакция людей на что-то новое. Мы осознаем, что с нами произошли определенные изменения, и неохотно признаем, что это будет означать для нас пересмотр старых взглядов и неизбежность грядущих перемен. И вместо того чтобы открыться для восприятия нового опыта, мы противимся этому, спорим или пытаемся все забыть. Я подозреваю, что для многих людей это особенно характерно, если они находятся в группе. Мы можем ничего не иметь против изменений, но мы не всегда хотим, чтобы другие видели, как мы меняемся. Возможно, более предпочтительным для таких людей будет индивидуальный процесс, основанный на прочтении журнальной статьи или книги и опробованный в условиях, когда только они знают, что делают. Ситуация в тренинговой группе создает некоторую степень уверенности, но не всегда достаточную для того, чтобы устраивать каждого участника.
Поэтому для тренера важно не уступать, когда он слышит возражения группы. Участникам дается право проверить новое открытие или метод, протестировать его и найти пути его применения. Если он действительно хорош, он выдержит проверку на прочность, ведь это, в конце концов, научный метод.
Чтобы грамотно противостоять возражениям группы, согласитесь с тем, что это упражнение — модель, являющаяся до некоторой степени искусственной. Признайте, что вначале может быть непросто переключаться с одного уровня на другой. Но, несмотря на то, что все новое сначала кажется трудным, это не меняет того факта, что с участниками происходили изменения. Каждый наблюдал перемены в своем настроении и поведении и отмечал изменения в поведении всех остальных. Изменения состояния производились по команде тренера, и каждое из них было, в сущности, мгновенным. Это было лишь первое знакомство с умением, которое каждый участник может развить индивидуально по своему собственному желанию в удобное для себя время. Добавьте также, что использование этого навыка с большой долей вероятности сделает участников более уверенными в себе людьми, особенно если они будут практиковать его достаточно часто, чтобы их успехи способствовали росту уверенности.
Я соглашаюсь и с теми, кто говорит, что они чувствовали, что «играли». Я говорю им, что их цель — стать еще более хорошими актерами и играть более убедительно. Хорошие актеры исполняют роль с настоящим чувством и в то же время осознают, что они играют. Их поведение тесным образом связано с эмоциями. Драматург Джордж Бернард Шоу напоминает нам, что сущность игры заключается в том, что нам нужно не в этой женщине видеть Офелию, но в Офелии эту женщину. Некоторые люди являются замечательными, естественными актерами и могут для каждой ситуации находить подходящие чувства и варианты поведения. Актерская игра является «настоящей» в том смысле, что она отражает «реальную» личность (эта концепция подробно рассматривается ниже).
Иногда участники, принимающие участие в упражнении, надевают на себя маску сверхсильной псевдоуверенности (для уровня 10) или самоуничижения (для низких уровней). Они играют, а я предлагаю им быть настолько естественными и настоящими, насколько это возможно, прислушиваясь к той уверенности, которую они действительно могут ощутить в данный момент. Как говорил комик Джордж Бернс: «В исполнении роли главное — честность. Если вы смогли сыграть ее убедительно, значит, у вас все получилось».
Энергия тренера
Будучи тренерами, мы можем настроить самих себя на подходящий уровень уверенности (9 или 10), сочетая в себе качества безмолвных монахов с возбуждением и адаптивностью, необходимыми для общения в социуме.
Общим фактором в разных ситуациях, до настоящего времени имевших место в группах, является энергия. Одним из проявлений энергии является шум, другим — движение. Заметить энергию группы довольно просто. Мы замечаем небольшие изменения в движениях и звуке и вскоре осознаем эти изменения. Мы можем также почувствовать тишину и ощутить неподвижность.
Постоянно оценивайте настроение участников тренинга, развивая свою способность к мобилизации энергии или снятию остроты ситуации, когда это необходимо. Наблюдайте за тем, как время от времени изменяется уровень энергии в группе, и размышляйте, как вы можете влиять на эти изменения посредством своих действий.
Мы влияем на энергию группы и на наш собственный уровень уверенности посредством своих действий, учитывая следующее высказывание, приведенное в рис. 5.1: «Уверенность является одним из аспектов нашей личности. Мы можем демонстрировать уверенность посредством движения, контроля и проявления энергии».
Именно проявление нашей собственной энергии отражает степень нашей уверенности по отношению к внешнему миру. Трудно скрыть то, что мы чувствуем. Если мы обладаем малой степенью энергии, практически невозможно транслировать высокий уровень энергии на протяжении длительного времени. Если же у нас очень много энергии, это обязательно проявится. Так, мы замечаем «нервную энергию» людей, когда они собираются сделать что-то вызывающее и когда их энергия не вполне контролируется ими. Она проявляется неявно, возможно, при постукивании ногой, или же человек борется с собой, стремясь сдержать свою энергию, что выражается посредством сжатых кулаков или напряженной челюсти.
Люди часто путают то, что они называют «нервозностью», с «неуверенностью». Уверенный в себе оратор вполне может и даже должен нервничать непосредственно перед выходом к аудитории. Его тело пульсирует от переизбытка адреналина, он может ощущать нервную дрожь в районе живота, головокружение или тошноту. Адреналин служит источником энергии для самого выступления.
В данной ситуации становится крайне важным узнать о себе побольше и приспособиться к своему собственному варианту поведения. Так, я знаю, что непосредственно перед презентацией я чаще всего испытываю непреодолимое желание выбросить все заранее подготовленные материалы и заменить их чем-нибудь другим. Я также знаю, что наилучшим выходом для меня будет придерживаться первоначального плана.
Те приемы, которые мы используем, сдерживая и выпуская энергию, характеризуют нашу личность и наше поведение в данных обстоятельствах. Например, выступая в качестве партнера по переговорам и испытывая высокую степень уверенности, мы можем сохранять неподвижность, быть ориентированными на слушание, отчетливо отслеживать звуки и движения и говорить спокойным голосом. Если по каким-то причинам возникают затруднения и степень нашей уверенности падает, мы можем немного опустить плечи, возможно, начать проявлять беспокойство и сами заметим, как дрожит наш голос.
С помощью намеренного изменения нашего физического и психического состояния перед деловой встречей мы можем изменить наш стиль делового общения. Если мы добьемся этого, другие, вероятно, отметят, что мы выглядим более уверенными в себе, более энергичными, более гибкими и т. д. Один из способов создания подобного эффекта — вспомнить ситуации, в которых мы чувствовали себя наиболее уверенными, и перенести эти чувства и умонастроения из тех ситуаций на настоящую, в которой уверенность присутствует в меньшей степени. Если мой дом является тем местом, где я чувствую себя уверенно, то я могу представить себе на деловой встрече, что я нахожусь дома. И тогда я испытаю на деловой встрече то же чувство комфорта, расслабленности и самообладания.
Повысить степень уверенности в себе помогает мысль о том, что помещение, в котором вы выступаете, принадлежит вам, а аудитория — ваши долгожданные гости. Это может сильно изменить впечатление, которое вы производите, и стиль вашего общения с аудиторией. Тон вашего голоса, скорее всего, будет более дружелюбным, более приветливым и вскоре станет более уверенным. Вы заимствуете ту часть проявлений своей личности, которая свойственна вам дома, для достижения успеха в бизнесе, и этот стиль поведения приносит вам дополнительные преимущества в виде повышения уровня вашей уверенности и совершенствования уровня вашей личностной целостности. Другими словами, вы можете быть одним и тем же человеком в разных местах, не испытывая необходимости изменить стиль поведения, что снижает энергетические затраты, например, на необходимость всегда помнить о том, как нужно вести себя и что можно или нельзя делать в данной ситуации.
Если мы считаем стили нашего поведения одним из аспектов нашей личности, то нашей задачей будет найти тот аспект, который поможет нам получить удовольствие от любой деятельности, будь это танцы на вечеринке, чтение книг в библиотеке или проведение сессии тренинга.
Всевидящее око
«Раньше считалось, что к тому времени, как англичанин войдет в комнату и поприветствует хозяев, каждый другой англичанин уже сделает вывод о том, откуда он родом, где он получил образование, сколько он зарабатывает и как он это делает», — пишет компетентный эксперт по вопросам организаций Чарльз Хэнди.
Степень нашей уверенности ощущается и оценивается аудиторией.
УПРАЖНЕНИЕ КАРТОЧКИ УВЕРЕННОСТИ
Попросите участников войти в комнату и сесть на стул так, как если бы это было в начале деловой встречи или интервью. Наблюдатели, которые располагаются полукругом напротив стула, должны определить, какой уровень уверенности испытывает доброволец. Для большинства добровольцев угаданный уровень очень близок к тому, какой они действительно испытывают. И в большинстве случаев наблюдатели могут сделать свой вывод практически мгновенно.
Я использую специальные карточки с номерами от 1 до 10, которые выдаются по одной каждому участнику для первого раунда. Во втором раунде я позволяю каждому участнику выбрать свою собственную степень уверенности, а аудитория и я предоставляем ему возможность обратной связи для того, чтобы помочь ему осознать впечатление, которое он производит, и при желании изменить его.
Хотя 10-й уровень уверенности является очень продуктивным состоянием, все же существуют случаи сверхуверенности. Я считаю, что сверхуверенность, сама по себе, находится не в рамках приведенной шкалы, а где-то вне ее, это состояние, в котором человек полностью отключается от осознания того, что происходит. Сверхуверенность подразумевает фиксированное восприятие, т. е. человек не оказывает событию должного внимания.
Человек с самым громким голосом или самым крепким рукопожатием не обязательно является самым уверенным. Обстоятельства часто благоприятствуют людям с осторожным подходом к жизни, подходом типа «поживем — увидим».
Часто люди, спрашивающие о сверхуверенности, страдают от недостатка уверенности в себе. Их вопрос указывает на прогресс в их состоянии, так как он свидетельствует о том, что они в настоящее время активно представляют себя в работе с высокими степенями уверенности. Они могут опасаться неожиданно показаться навязчивыми, слишком наглыми или влиятельными. Что ж, не существует какого-то определенного стиля поведения, характерного для любого уровня уверенности; этим людям не нужно стремиться быть кем-то другим, кроме самих себя.
В любом случае это вопрос желания и личного выбора, а также обладания умением добиться своего и продемонстрировать это. Если человек уверен, что уровень 6 будет достаточным в данной ситуации, он может развивать способность ощущать и воспроизводить этот уровень уверенности. Большинство тренеров понимает, что уровень 10 может для каждого человека выглядеть по-разному, и каждый должен найти свой неповторимый стиль уверенного поведения, подходящий для каждой ситуации.
Тренер, работающий на уровне 9-10, создает наилучшую обстановку для подачи материала и осуществления процесса тренинга. Производить впечатление менее уверенного в себе человека — это чаще всего плохая услуга для аудитории, так как это подрывает доверие людей к качеству тренинга, в котором они участвуют.
Один из способов проверки своего собственной способности управлять уверенностью — это использование зеркала. Как герой Роберта де Ниро в фильме Taxi Driver («Таксист»), вы можете тренировать свою уверенность до тех пор, пока не убедите себя в том, что теперь можно выходить в люди, однако было бы хорошо, чтобы за этим не последовали потоки крови, как в этом фильме. Другой способ — выборочно запросить обратную связь от некоторых членов группы, попросив их сообщать вам о том, как вы начинаете сессию и какой эффект, как им кажется, это производит. Как в упражнении с карточками уверенности, обратная связь должна выражаться в виде конкретных оценок и высказываний, например: «она установила зрительный контакт практически со всеми в комнате», а не «она выглядела более уверенной». Целью является исследование особенностей поведения, которые и создают впечатление уверенности.