Освобождение от ненужного
Первая часть этой книги была посвящена рождению — новым начинаниям. Во второй части речь пойдет о другой области наших переживаний, в которой мы сталкиваемся с проблемами «духовной» природы. Речь пойдет о смерти в широком смысле этого слова. Для нас смерть — это освобождение от ненужного.
Что вы хотите?
М. Перед лицом смерти мы получаем шанс пробудиться. Так оно и случилось в моей жизни. Родственники умирали один за другим, и это подействовало на меня. Мысль о бесконечности жизни как-то изжила себя, и я задумался о другом: «Что я такое делаю? Для чего я живу? В чем мое предназначение? Какова моя цель? В этой моей форме нет места вечности». Д. Фактически, чтобы начать наше исследование смерти и научиться отличать необходимое от ненужного, представляется нелишним задаться основным вопросом НЛП: «Что вы хотите?» Другими словами: «Что привело вас к тому, чтобы заняться исследованием Инструментов Духа!» Мы уверены, что ответов на этот вопрос столько же, сколько и читателей. Вот некоторые типичные ответы: «Чтобы познать счастье»; «Чтобы узнать свой путь»; «Чтобы любить и стать ближе к «Божественному источнику»»; «Чтобы лучше познать себя»; «Чтобы научиться чувствовать».
М. А поскольку личность идентифицируется как «осознание того, что я чувствую и что я хочу», то чувство — это особенная составная часть нашей личности. К примеру, если прямо сейчас вы грустите, то это истинно для вас. Истина вашего эмоционального состояния — это не то, что «должно быть», «могло бы быть» или «возможно будет». Нет, это попросту ваше подлинное переживание. Это важно, потому что многие считают: «Если я человек «духовный», тогда, конечно же, у меня не может быть никаких грустных чувств. Жизнь будет похожей на сахарную вату воскресным утром. Если я буду с Богом, ничто не сможет нарушить покой в моем сердце. Если я живу по заповедям Христовым, если я говорю с Кришной и Девой Марией, общаюсь с Авраамом… Если рядом со мной Будда, если я — Бодхисаттва, если меня коснулся свет озарения, какая же может быть тут грусть или печаль. Святые не плачут, разве не так?
Д. Есть и другие ответы, которые нам с Робертом приходилось слышать: «Чтобы помнить, что я всегда в безопасности»; «Чтобы испытывать открытость»; «Чтобы объединить свою профессиональную и частную жизнь»; «Чтобы знать, что я не одинок»; «Чтобы знать, что я являюсь частью Бога»; «Чтобы знать, что Бог является частью меня»; «Чтобы знать, что я всюду дома».
М. Мне кажется, что наиболее точное определение Бога дано Капрой, Стендлом и Томасом в книге «Принадлежность Вселенной»: «Тот, кому мы, в конечном счете, принадлежим, и то, что, в конечном счете, принадлежит нам». Одна из целей Инструментов Духа состоит в том, чтобы помочь узнать, чему же мы принадлежим.
Д. Я думаю, что по-разному, но все мы хотим принадлежать, любить, быть в безопасности, чувствовать радость, мир и еще много чего. Исследование смерти поможет узнать, что же заслоняет нас от общечеловеческих ценностей. Что входит в понятие того, что мы хотим?
Изменение в мгновение ока
М. Размышление о том, что заслоняет нас от желаемого в жизни, напомнило мне о пережитом в Санта-Крузе. Года два назад мы с моей подругой Даной отправились туда, чтобы повидаться с Берни Сиджелом, известным врачом и ученым, работавшим с пациентами и на уровне трансформации. Мне очень хотелось послушать его, так что
явились мы за целых полчаса до начала лекции. В аудитории было пусто. Мы походили, осмотрелись, и я решил занять лучшие места в центре 5-го ряда. Доктор Сиджел оказался бы прямо передо мной, и это как раз было бы то, чего я хотел. Дана села рядом со мной. Справа от себя на сиденье она положила свой плащ и сказала: «Скоро придет моя подруга Элис, это я для нее заняла место». Через несколько минут стали собираться люди. Дана встрепенулась: «Ох, я совсем забыла. Еще должно быть двое». И она заняла еще два места. Дана села справа от меня, рядом заняла место для Элис и еще два места.
Когда аудитория стала заполняться, я наклонился к Дане и сказал: «Схожу за яблочным соком и скоро вернусь». Я отправился в коридор, взял сок и зашел по дороге в туалетную комнату. Вернувшись, я застал на своем месте, на месте, которое я стерег целых тридцать минут, ка-кую-то женщину. Рядом с нею сидел огромный, широкоплечий молодой человек. Рядом с ним — Элис, а затем Дана. Через пять кресел справа от моего места оставалось еще местечко… А перед ним сидела дама с высокой прической. С чувством глубокого разочарования я сел и уставился в пышную прическу. С нового места мне было бы видно только тогда, когда Берни Сиджел стоял. Я посмотрел налево, увидел Дану, рядом Элис, затем большого увальня, а потом женщину, сидевшую на моем месте.
Я подумал: «Вот хорошо, что я тренер НЛП, какие проблемы! Создам-ка положительную «точку контакта» и смещу свое состояние; и все станет чудесно». Подключил я структуры, поговорил с собой, перебросил точку контакта. Но разочарование что-то не спешило развеиваться. И благочестие не помогало. А Берни войдет с минуты на минуту. Я спросил у Даны, не выйдет ли она на секунду. Мне хотелось узнать, как это она позволила кому-то усесться на мое место, пока я ходил за яблочным соком. Мы вышли, и я сказал: «Дана, мне неудобно, что такая ерунда беспокоит меня, но ничего не могу поделать. Кто такие эти люди?
И почему на моем месте сидит эта женщина?» И Дана ответила: «О, а я-то думала, вы знаете. Тот большой парень — это деверь Элис. Сестра Элис сидит на вашем месте. Ей очень хотелось посмотреть на Берни Сиджела поближе. Она надеется здесь обрести новое осознание или переживание исцеления. У нее рак». Я почувствовал в себе мгновенное изменение. Я немедленно осознал, что мое новое место было для меня самым подходящим. Эмоциональное расстройство исчезло. Я стал совершенно счастлив. И мне пришло в голову, что духовное преобразование может произойти в мгновение ока.
Д. Есть и другой урок в истории Роберта, он касается того, что мы называем тенью. Очень часто, когда мы хотим быть благочестивыми, полнее открыть свое сердце, кто-то запросто заходит и садится на место, которое мы стерегли в течение тридцати минут.
М. Или десять лет. Или целую жизнь. И тут появляется тень.
Д. В «Инструментах Духа» мы определяем тень как некий аспект себя, который мы отклонили, отвергли, подавили, от которого постарались избавиться. Это какая-то наша часть, которую мы не способны любить, не способны лелеять, которой не можем отвести надлежащее место в нашей жизни. Тень — это то, что сбивает нас с толку. Это то, что мы не хотим чувствовать, не хотим иметь. Но мы не можем заставить ее уйти. Таким образом, тень — это наша личная реакция на нечто в себе, с чем мы не хотим сталкиваться.