(После нескольких минут тишины Д. и М. начинают напевать известную мелодию. Сначала они делают это мягко, затем все громче и громче, приглашая группу присоединиться к ним.) Все:
Рукою правой — внутрь, теперь ее наружу, Рукою правой — внутрь, и потрясем как нужно. Теперь крутнемся раз, крутнемся очень дружно, Как не понять сейчас, зачем все это нужно. Рукою левой — внутрь, теперь ее наружу, Рукою левой — внутрь, и потрясем как нужно. Теперь крутнемся раз, крутнемся очень дружно, Как не понять сейчас, зачем все это нужно. Ногою правой — внутрь, теперь ее наружу, Ногою правой — внутрь, и потрясем как нужно. Теперь крутнемся раз, крутнемся очень дружно, Как не понять сейчас, зачем все это нужно. Ногою левой — внутрь, теперь ее наружу, Ногою левой — внутрь, и потрясем как нужно. Теперь крутнемся раз, крутнемся очень дружно, Как не понять сейчас, зачем все это нужно. Всего себя вовнутрь, теперь себя наружу, Всего себя вовнутрь, и потрясем как нужно. Теперь крутнемся раз, крутнемся очень дружно, Как не понять сейчас, зачем все это нужно. (Смех и аплодисменты.)
Д. Думаем, что ответили на все ваши вопросы.
«И ТУТ ПРОИСХОДИТ ЧУДО»
Д. Есть у меня рассказик, который дал мне Роберт МакДоналд, где говорится о паре людей в белых халатах — по виду ученых. Они стоят перец доской. Один из них написал на доске систему уравнений. И где-то посреди своих весьма научных каракуль он останавливается и пишет: «И туг происходит чудо». Затем он снова как безумный хватается за свои уравнения. Его коллега интересуется комментарием о чуде и спрашивает: «А нельзя ли туг поподробней?»
Я думаю, что это в некотором смысле главная метафора для программы. Я написал более дюжины книг В них не так уж и много уравнений, похожих на то, что писал этот ученый. И все же порой для меня становится очевидным, что когда что-то меняется, когда кто-то исцеляется, это происходит не из-за уравнения или определенной последовательности в методике; скорее это похоже на то, что «происходит чудо».
С моей точки зрения, это всегда немного напоминает следующее: вы говорите какие-то слова, затем вы дотрагиваетесь до индивида, задаете несколько вопросов, заставляете индивида менять позу, «и тут происходит чудо», затем вы говорите еще несколько слов, заставляете индивида снова менять позу и заканчиваете ступени метода. Но чудо, которое происходит, в конечном счете не создано, не вызвано методом. Метод — это ритуал, который совершается вокруг чуда. Это не означает, что техническая часть, или «ритуал», не имеет никакого значения. Техническая часть подобна инструменту, но метод сам по себе не переживание.
Думаю, что здесь на отрезке цепи N вам следует быть более искушенным
В смысле моей собственной работы Роберт МакДоналд — это индивид, который постоянно спрашивал: «А не могли бы вы остановиться поподробнее на той части, где происходит чудо?» Роберт был настолько настойчив, что я наконец сам стал заинтригован этим вопросом, и мы начали искать ответ вместе. Мы решили выяснить, где же именно происходит чудо. Этот семинар — попытка ответить на данный вопрос.
Кстати, поиск ответа на этот вопрос вовсе не лишает нас чуда. Чудо все равно происходит где-нибудь, и понимание этого не делает его меньше.
И как мы говорили ранее, мы полагаем, что, когда исследуется душевное переживание, важно вернуться к своему телу и пребывать в нем. Душевное переживание — не в уравнении на классной доске или в голове. Переживание духа или пребывание в контакте с духовностью — это нечто, происходящее не только посредством разума, но и посредством эмоций и тела.
М. Я думаю, что проявление чуда имеет определенное отношение к желанию избавиться от устоявшихся убеждений о том, как работает мир. Возможно, это и есть то, что является «любовью». Мы надеемся, что происходящее на наших семинарах по Инструментам Духа является контекстом, где можно общаться с любовью, говорить о любви, быть вовлеченным в любовь и переживать любовь.
Две очереди на Heбeca
М.Есть одна поучительная история о человеке, который умер и отправился на Небо. Он прожил долгую жизнь, и вот — умер и находится у жемчужных врат Небес. Ему повстречалось множество людей, являвшихся воплощениями Духа, — Будда, Христос, Его мать Мария, святой Петр, Мохаммед, Кришна, Моисей и др., — которые стояли во вратах, позволяя людям войти. Подойдя к вратам, он заметил, что на Небо вели две очереди. В одной очереди стояло трое или четверо, а другая растянулась на многие километры. Человек был смущен этим и задался вопросом: «Почему тут две очереди?» Вот подходит он к святому Петру и спрашивает: «Вы мне не поможете? Я вижу тут две очереди, одну короткую и одну очень длинную, и не знаю, куда идти. Отчего одни стоят в короткой очереди, а другие в длинной?» И святой Петр ответил: «Ну, эта очередь из трех или четырех человек хотела бы ощутить Небо, и они ожидают своей очереди». И человек спросил: «А длинная очередь?» Святой Петр сказал: «О, тут стоят те, кто хотел бы узнать Небо. Они хотят выведать о нем. И все досконально записать». (Смех.)
Акцент на переживании
М. При создании этой программы нам с Робертом было важно избавиться от необходимости все знать и все записать. В «Инструментах Духа» мы постарались создать контекст, в котором акцент ставился на переживании, а не на информации.
Д. Наиболее важная часть «Инструментов Духа» не информация, которую можно положить на бумагу, а переживание, когда «происходит чудо». И лучший способ пережить его — это дать полностью вовлечь себя.
М. На наших семинарах по Инструментам Духа мы просим, чтобы люди говорили от первого лица единственного числа, если у них есть что сказать. Мы учим их говорить: «Я чувствую это»; «Я хочу это»; «Я замечаю это»; «Я испытываю это». Как мы говорили, Роберт и я заинтересованы в том, чтобы нам помогали в создании контекста, в котором может иметь место наибольшее изменение. Это легче происходит в контексте, в котором у людей есть собственное переживание. И это с большей вероятностью происходит, когда используются «Я-сообщения» типа: «Я чувствую это, я хочу это, это мое переживание».
Д. Хотелось бы уйти от искушения пофилософствовать и не заниматься идеологией, что всегда приводит к конфликтам и противостоянию. Напротив, мы обнаружили, что когда люди фактически чувствуют и разделяют переживания духовной связи и цельности, они не склонны бороться или спорить. Душевное переживание — это скорее единство и цельность, чем правый или неправый, хороший или плохой.
В течение долгого времени я был одним из тех, кто стоит в многокилометровой очереди, желая узнать о чем-то до переживания. Мне не хотелось выглядеть глупцом или всезнайкой. Я хотел узнать о жизни и о Духе. Мне нужна была схема и ее понимание.
В конечном счете, однако, я столкнулся с переживаниями, которые вышли далеко за рамки того, что я мог бы описать или постичь. Некоторые из них подобны тем, которые испытываешь, когда смотришь в глаза отца в момент его смерти или смотришь в глаза сына или дочери в момент их рождения. Это переживания, которые не могут быть описаны или проанализированы. Они имеют отношение к происходящему вне того, что ощущаешь конкретно. В таких случаях возникает переживание причастности к чему-то более грандиозному, чем ты сам и все твои взаимодействия с кем бы то ни было.
У меня были и другие подобные переживания в моей жизни. Например, когда кто-то выздоравливает, у меня часто возникает переживание, что я участвую в чем-то происходящем вне меня. Моя роль может быть важной, но источник выздоровления — это нечто вне того, что мы обычно называем нашим «я».