Влияние внутриобщинных отношений на психологию русского крестьянства дореволюционного периода

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


В дореволюционной России община рассматривалась как единственная справедливая и нормальная помощь бедным, где «взаимное вспоможение имеет… характер не милостыни, но обязанности общественной, вытекающей из самого отношения товарищей друг к другу и обусловленной взаимной пользой» (Энциклопедический словарь, 1898, с. 213; курсив мой.- Е. С.).

Помощь нуждающимся односельчанам оказывалась посредством различных форм совместного труда — помочей, капусток, супрядок и т.д.

Сельские общины принимали меры против окончательного разорения бедных крестьянских семей. «Во многих из числа исследованных общин мир постоянно наблюдал за беднеющими крестьянами: чуть только начинала накапливаться недоимка за домохозяином, мир уже следил за тем, чтобы недоимщик не продавал скот, не отчуждал на сторону навоза, хозяйственных орудий, хлеба на корню и прочее» (Сборник материалов для изучения общины, 1880, с. 25).

Беднякам выделяли дополнительную землю, владение которой не связывалось с выполнением общинных повинностей. Из доходов, получаемых при продаже хлеба с мирских участков, выделялась помощь старикам, больным и одиноким крестьянам, вдовам и сиротам, женам солдат и погорельцам.

Помощь попавшим в беду, нуждающимся в защите селянам являлась, пожалуй, тем актом, который менее всего требовал внешней регуляции; она оказывалась не по принуждению, а исходя из порыва души, из внутренней потребности в милосердном поведении. «Миряне объединялись, движимые чувством сближения, стремлением быть заодно со всеми. В случае пожара на огонь бросались всем миром; убогим, сиротам и вдовам помогали всем миром; подати платили всем миром; ходоков и солдат тоже снаряжали сообща» (Белов, 2000, с. 70).

Многочисленные подтверждения существования взаимопомощи между крестьянами представлены в материалах обследования русских общин: «…бесприютный сирота вплоть до совершеннолетия получает от каждого домохозяина на несколько дней в году более или менее продолжительное, сообразно платежным силам двора, помещение в этом дворе, пищу и одежду; погоревшему домохозяину выставляются подводы для перевозки леса на постройку избы; в случае тяжкой болезни домохозяина общество убирает его полосы; то же оно делает в случае его смерти для его вдовы, а равно оказывает и прочего рода помощь ближнему» (Сборник материалов для изучения общины, 1880, с. 27).

Таким образом, социальные условия существования, общинный образ жизни русского народа способствовали формированию у него соборности, коллективизма и взаимопомощи.

Пятая функция общины-религиозно-этическая. Исследователи Русского географического общества отмечали «сознательную веру» крестьян и «строгое соблюдение христианских обычаев», обращение за благословением к старшим в семействе и в обществе: старосте, священнику, помещику. Так, помещик В. Бабарыкин из сельца Васильевского Нижегородского уезда пишет по этому поводу: «Уважение крестьян к своей общественности, проникнутой христианскими понятиями, являлось отличительным нравственным качеством здешнего народа и выступало в качестве основания нравственной связи, любви и сыновнего страха, сохранившихся в чувствах здешнего крестьянина. Эта же самая черта хранит, наконец, целость народного быта и в сельце Васильевском» (Бабарыкин, 1853, с. 22).

Религиозно-этическая функция общины проявлялась в принятии решений о строительстве школы, библиотеки, церкви или часовни в деревне, об устройстве братчины, о приглашении причта для молебна на полях о благополучном урожае, о крестном ходе по случаю начала сева, а также о запретах и ограничениях, касающихся определенных «заказных» (Имеются в виду церковные праздники, которые считались нерабочими днями даже в пору страды, что давало крестьянину некоторую передышку и помогало восстановить силы.) дней (Громыко, 1991, с. 177, 180).

Община следила за посещением крестьянами церкви, порицая тех, кто не выполнял своих христианских обязанностей. В адресованных в духовные Консистории и Священный Синод прошениях крестьян о строительстве новых церквей (а прошения эти проходили через сход даже в тех случаях, когда церковь должна была строиться не на мирские средства, а на деньги отдельных богатых крестьян) встречаются формулировки о долге общины заботиться о религиозности своих членов (там же, с. 111).

Наконец, община осуществляла воспитательную функцию, формируя и транслируя систему ценностей и регулируя поведение ее членов в соответствии с принятыми в ней нормами и обычаями.

Одной из главных ценностей, основным началом всего крестьянского быта был труд. «Каждый, взятый порознь член общества, трудится не только для себя, но и для всех вообще. Присущая народу идея неличного, а общего блага, связующая общину, осуществляется посредством труда. В том значении, какое придают труду в сельской общине, он воплощает в себе связующую общину начальную идею, из которой вытекают и которой подчиняются все остальные правила и порядки русской поземельной общины…. Труд не только для себя, но и для всех вообще достигался у крестьянства путем склада их жизни, построенного на своеобразном начале, на их общине» (Капустин, 1882, с. 13, 20).

Согласно Е. М. Якушкиной, «большое значение крестьяне Старухинской общины придают нравственному контролю мира над своими членами; благодаря этому контролю каждый старается не отстать от других в работах, чтобы не считаться нерадивым хозяином. Связанные общими интересами, они хорошо умеют ценить хотя и бедного, но дельного хозяина и уважают его» (Якушкина, 1880, с. 200; курсив мой, — Е. С.). Оторванный от своих корней, бросивший хозяйство человек, расценивался как «отщепенец от народа», утративший идею соборности, работающий не для других, а только для себя и тем самым утрачивающий высший смысл деятельности — общественное благо (Капустин, 1882).

Согласно нравственным воззрениям народа, работающему принадлежат плоды его труда. Этим определялось отношение к любому человеку как труженику, оценка его возможностей, способностей и прав. «Поэтому вполне естественно, что, если человек, посторонний семье или общине, долго работал в них и таким образом способствовал приобретению имущества, то он, следовательно, имеет и право на часть этого имущества. И вот вследствие этого приемыш (Имеется в виду новый член общества.) участвует в наследстве двора, в котором он жил и работал; за ним обеспечено право на надел, а вместе с этим даются ему все права, соединенные с владением участком, и налагаются на него все обязанности, которые несут и другие члены общества» (там же, с. 9).

Как пишет А. А. Лебедева, община осуществляла контроль над поведением опекунов сирот, назначенных на сходе крестьян (Лебедева, 1969, с. 164). По сведениям Тенишевского бюро, поступавшим из разных губерний европейской России, решающее значение для выполнения обязанностей опекуна имели его нравственные характеристики. Общество заботилось о нравственном уровне личности усыновителя или попечителя, которому отдавали на постоянное жительство сирот и детей, оставшихся без родительского попечения (Тенишев, 1907, с. 56-57).

Важным механизмом воспитательного воздействия общины выступало общественное мнение, благодаря которому создавалась и поддерживалась репутация крестьян. Словесные оскорбления, произнесенные на сходке и оказывающие влияние на репутацию, считались позорящими. Оскорбленный должен был непременно искать удовлетворения, требовать доказательств выдвинутому в его адрес обвинению, «иначе над ним все будут смеяться» (Громыко, 1991, с. 98).

В материалах, связанных с причитаниями и «вытьем» по покойнику, также обнаруживается выражение информации о сложившейся репутации умершего на селе. Обычно в деревне причитали и родственники, и соседи. Причитание считалось данью уважения и любви к покойнику. По количеству причитающих женщин, не являвшихся родственниками, можно было определить действительное отношение соседей к умершему. «Бывают случаи, когда „воет“ вся деревня, но случается и так, что никто и рта не откроет» (цит. по: Громыко, 1991, с. 104).

Крестьянина оценивали по ряду критериев: как работника — по его трудолюбию, хозяйственности, умениям; по интеллектуальному потенциалу — уровню знаний, способности дать дельный совет, разумно решить ту или иную задачу; как человека, осознающего свой соседский и общественный долг — по его готовности оказать помощь, поддержать других в трудных жизненных ситуациях; как личность, характеризующуюся нравственными достоинствами или недостатками.

Репутация девушек и парней находила отражение, в частности, в величальных песнях, исполнявшихся в хороводе. А песни эти, в свою очередь, создавали и закрепляли определенные элементы репутации (там же).

«Очень важной считалась репутация жениха и невесты в отношении труда — работящие ли они. На общих сенокосах, на помочах и других коллективных работах проявлялись индивидуальные качества молодежи — сообразительность, ловкость, сила, знание приемов в конкретных видах работ. Представления об умелости и трудолюбии каждого складывались и в зависимости от результатов труда. И горе молодежи той семьи, которая обрела репутацию ленивой» (Платонов, электронный ресурс).

Для русской крестьянки большое значение имела ее репутация среди женщин селения и как работницы, хозяйки дома, и как носительницы определенных нравственных свойств. «Я знавал одного добрейшего старичка, который, выходя во время жатвы в поле, когда видел, что жнитво идет вяло, подзывал к себе ту или иную из баб и что-нибудь очень наивно сплетничал, говоря, что вот, мол, та-то говорит о тебе то-то, а та то-то и проч. Мало-помалу все бабы начинали горячиться, спорить, браниться — и десятина сжиналась неимоверно скоро. Самые горячие и самые бранчливые, вымещая серпом на стеблях ржи свое сердце, далеко уходили вперед и зато ранее других оставляли ниву и уходили домой» (Селиванов, 1987, с. 108).





Комментарий к статье