Совершенно логично валентность связи «воспитатель — воспитуемый» стала предметом разоблачений детского фольклора — в анекдотах про Чебурашку и Гену. Фольклор как инструмент экспликации коллективных бессознательных реакций отреагировал на создание нового типа социальной связи: шефа и подшефного, патрона по призванию и добровольного клиента. По мнению Алана Дандеса, «одна из функций фольклора состоит в обеспечении социально санкционированной отдушины для выражения того, что не может быть проговорено более привычным, прямым образом» (ДандесА. Проекция в фольклоре: в защиту психоаналитической семиотики // Дандес А. Фольклор: семиотики и/или психоанализ. М., 2003. С. 75.) . Чуть далее Дан-дес объясняет: «А человек нуждается в таких отдушинах. Именно поэтому фольклор всегда будет существовать, и, кстати, именно поэтому всегда будет появляться новый фольклор, необходимый людям, чтобы справиться с новыми тревогами и страхами» (Там же.). Возникшие в 70—80-е годы XX века анекдоты про Чебурашку и крокодила Гену обнаруживают и разрушают «слишком хорошую» связь. Патрон (крокодил) выступает в анекдотах не только добрым опекуном, но и педагогическим тираном, проявляя свою монструозную природу:
Сидят Чебурашка и Гена. Чебурашка чавкает, а Гена говорит: «Чебурашка, если ты будешь чавкать, тогда я тебя выверну». Чебурашка снова чавкает, Гена говорит: «Последний раз говорю тебе, не чавкай, выверну!» Чебурашка снова чавкает. Гена вывернул его, а Чебурашка снова чавкает, только вот так: чав-чув (Лурье В. Ф. Краткая антология фольклора младших подростков // Школьный быт и фольклор. Ч. 1. Учебный материал по русскому фольклору. Таллин, 1992. С. 23.) .
Сидят Чебурашка и крокодил Гена на помойке. Вдруг Гена Чебурашку по затылку — хрясь! «Ген, за что?» — Хватит картошку выбирать. Жри все подряд! (Анекдоты про Чебурашку и Гену. Цит. по: сайт «Смешные анекдоты-. URL: httpV/arekclot yaxy.ru/4 lGG.html (дата обращения 12.06.2009). Здесь и датее в цитатах из блогов сохранены орфография и пунктуация авторов.)
Понятно, что рассказывающий анекдот ребенок узнает себя в Чебурашке, которого учат правилам поведения за столом, а кто-то узнает себя в Гене, воспитывающем «мелкого». Поведенческие параллели к фольклорным жанрам я легко нашла в воспоминаниях о школьных годах на сайте «76-82. Энциклопедия нашего детства». Многие из нас могут припомнить истории про ненавистный кисель и прочие полезности, которые заставляли выпивать добрые воспитатели и классные руководители в столовых.
29.08.2006 I Максим Котляров (Maximl976)
Начальные классы должны были пить молоко (порошковое, как правило)! И вот придешь на вторую смену к 14.00, коридор перекрыт дежурными-«старшаками». Всех загоняют, и пинками и так, пить это … молоко! Нашли путь обхода через верхние этажи, благо лестницы с двух сторон были… Потом с 5-го класса тоже по школе дежурили. От нас ни один «мелкий» не уходил! Отлавливали, хоть он через 4-ый этаж пойдет! Подавишься, но «ради здоровья» выпьешь это молоко! (Сайт»76-82. Энциклопедия нашего детства». URL: http://www.76-82.ru/school_wclass/l/62.html?filter_ field[)-article_i<)&filter_ value! |-62&) Кроме насилия, которому почти каждый школьник подчинялся в школьных повседневных практиках, мы научились и подчинять, передавая по наследству от старших младшим правила и нормы школьной жизни. Зная, как невыносимо «насильственное поилово подгоревшим молоком в начальных классах», дежурные средней и старшей школы со сладострастием отдаются принуждению младших. Показательны воспоминания жертв и насильников (часто совпадающих в одном лице, но исполнявших эти роли с разницей в пару лет) на форуме «Дежурство в школьной столовой» все того же сайта про детство.
25.10.2005 I Мария (Машута82)
А ещё дежурные по столовке стояли перед входом и проверяли чистоту рук и не смотря ни на что отправляли мыть руки! Вот гады! :))))))) (Сайт «76-82. Энциклопедия нашего детства«, форум «Дежурстео в школьной столовой». URL: http://www.76-82.ru/school_wclass/62.html)
28.10.2005 I Ольга (copperhead)
мне как-то больше запомнились дежурства в рекриациях, где можно было орать на учеников начальных классов и запрещать им бегать, и перед входом в школу, где надо было проверять наличие сменки (Сайт «76-82. Энциклопедия нашего детства», форум «Дежурство в школьной столовой» URL: http://www.76-82.ru/ schooLwclass/62.htiril ) . Бессознательная реакция жертв уходит в область фольклорного высказывания. Чебурашка из анекдотов делает все возможное (чего не могли позволить себе в школьных стенах хорошие советские дети), чтобы обернуть опеку в свою пользу, выйти из-под контроля своего патрона, отомстить за подчинение. Чебурашка звонит Гене: «Гена, нам посылка пришла. В ней десять апельсинов. Восемь тебе и восемь мне». — «Послушай, Чебурашка, восемь и восемь — это ж вроде не десять будет?» — «Ничего не знаю, свои восемь я уже съел» (Анекдоты про Чебурашку и Гену. Сайт «Смешные анекдоты». URI: http://aneMot.yaxy.ru/4100.html (дата обращения 12.06.2С09).).
Гена упал в унитаз и кричит: «Чебурашка, кинь веревку». Чебурашка дергая за цепочку: «Эту, что ли?» (Анекдоты про Чебурашку и Гену. Сайт «Смешные анекдоты». URL: http://aneMot.yaxy.ru/4100.html (дата обращения 12.06.2009).) Ждет Гена Чебурашку, а его все нет и нет. Сделал петлю, встал на любимую чебурашкину тубареточ-ку, одел петлю на горло и стоит. Вдруг входит Чебурашка и говорит: «Зачем ты взял мою тубареточку?». И убрал ее (Лурье В.Ф. Краткая антология фольклора младших подростков. С. 23.) .
Анекдотический Чебурашка умудряется обращать свои недостатки (незнание арифметики, непонимание сценариев) в свою пользу. Бытование анекдотов в среде детей и подростков показывает, что именно для этой возрастной страты были необходимы превращение чебурашки-клиента в чебурашку-трикстера и победа над контролем (Впрочем, Эдуард Успенский показывает возможность такого превращения и в пределах литературного текста. Вспомним известное из мультфильма «Слушай, гена, давай я вещи понесу, а ты возьми меня…*. «). Если Чебурашка литературный становится знаком успешного патронирования, то фольклорный Чебурашка — знаком несостояв-шегося контроля или удавшегося неподчинения. Как Колобок, Чебурашка из анекдотов уходит от взрослой опеки, жестоко разоблачая Генины заботу и контроль.
Жизнь персонажа в разных жанровых ипостасях и наименование продуктов и социальных институтов в его честь еще не делают Чебурашку символом и тем более валютой символических обменов. Вокруг персонажа создается поле семиотической валентности, дающее знаку объем. Символ — знак знака, архивированный комплекс актуальных верований, по Дж. Г. Миду, — предмет, жест, сознательно используемый в ходе социального взаимодействия с целью передачи значения от одного лица к другому и обладающий одним и тем же значением как для передающего, так и для воспринимающего (Мид Дм. Г. Избранное: сб. переводов / Сост. и пер. В.Г. Николаев. Отв. ред. Д В. Ефременко. №.. 2G09.) .
Чебурашка, даже та уродливая оранжевая собака моего мезенского собеседника, была больше чем намеком на общее советское прошлое и ностальгией по детству. Игрушка стала наградой и знаком государственного признания заслуг. Страннее знака я не могла себе вообразить. Однако из замечательного совпадения спонтанных жестов на разных социальных и географических полюсах страны (фольклорного интервью в далеком от мегаполисов архангельском селе и президентского жеста в Кремле) можно было сделать слишком далеко идущие выводы. Январский благотворительный сезон 2009 года подтвердил, что «вручать Чебурашку» стало повторяемым символическим действием. Симпатичную мягкую игрушку вручили воспитаннице специального дома-интерната № 1 в Петродворце Ксении Бодалевой.В декабре премьер-министр Владимир Путин заглянул на петербургскую рождественскую ярмарку. Там был установлен домик, в который все желающие могли принести мягкие игрушки для детских домов и больниц. Глава правительства тоже решил поучаствовать в добром деле и опустил в короб Чебурашку.
Правда, путинский подарок вскоре вынули из общей массы. Организаторы ярмарки решили, что презент от такого человека надо вручать по-особенному. И начали думать, кому он достанется. Наконец достойная кандидатура нашлась. Раз Чебурашка символ нашей олимпийской сборной, его надо отдать спортсмену, — рассказала пресс-секретарь Рождественской ярмарки Полина Вавилина. — Мы выбрали победительницу многих соревнований по горным лыжам Ксюшу Бодалеву.
И вот вручение состоялось. Правда, сам Путин на него не приехал, презент Бодалевой привезли организаторы ярмарки (Кончаров М. Путинский Чебурашка нашел хозяйку. Цит. го: сайт газеты «Комсомольская правда». URL: http://kp.ru/ daily/24232/432683/ (дата размещения: 74.01.7mfl)). А. И. из Архангельской обл., президент Дмитрий Анатольевич, премьер Владимир Владимирович — те, кому вручали и кто вручал Чебурашек, без объяснений понимали, символами чего происходит обмен. В случае с вручением Чебурашки Медведеву речь шла о материализованной просьбе о патронаже, вручении себя под опеку. Небольшой ростом Медведев правильно понял жест рослого баскетболиста и ответил, «что будет держать кулаки, верить в победу и всем сердцем болеть за российскую сборную». Владимир Владимирович стал патроном в церемониальной схеме, ожидаемой от него жителями этой страны. Как на советских детсадовских утренниках Чебурашку дарили хорошим детям, так и чемпионке Параолимпийских игр вручили символ своего личного покровительства. Не награду за соревнование вручали ей (золотую медаль Ксения Бодалева уже совершенно заслуженно получила), а субститут/заместитель патрона.Мягкая игрушка стала символом патронажа, объектом которого в мультиках был персонаж Чебурашки. Реализация в символических практиках ряда значений патронажа не только взрослого над ребенком, но и государства над человеком, группой, спортивной командой создала из Чебурашки символ. Так советское, непременно счастливое и беззаботное детство проявилось в символическом поведении уже выросших патронируемых. Выросшие хорошие советские дети в образе Чебурашки вручают себя старшему, принимают опеку и награду.