ЧЕБУРАШКА В ПАТРОН-КЛИЕНТСКИХ ОТНОШЕНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


29. Открытка. 8 Марта. Худ. Зарубин В. М., 1980

29. Открытка. 8 Марта. Худ. Зарубин В. М., 1980

30.Из деревенского семейного архива. Переснято Д. Туминас. Июль 2008 г., Мезенский район Архангельской области

30.Из деревенского семейного архива. Переснято Д. Туминас. Июль 2008 г., Мезенский район Архангельской области

Совершенно логично валентность связи «воспитатель — воспитуемый» стала предметом разоблачений детского фольклора — в анекдотах про Чебурашку и Гену. Фольклор как инструмент экспликации коллективных бессознательных реакций отреагировал на создание нового типа социальной связи: шефа и подшефного, патрона по призванию и добровольного клиента. По мнению Алана Дандеса, «одна из функций фольклора состоит в обеспечении социально санкционированной отдушины для выражения того, что не может быть проговорено более привычным, прямым образом» (ДандесА. Проекция в фольклоре: в защиту психоаналитической семиотики // Дандес А. Фольклор: семиотики и/или психоанализ. М., 2003. С. 75.) . Чуть далее Дан-дес объясняет: «А человек нуждается в таких отдушинах. Именно поэтому фольклор всегда будет существовать, и, кстати, именно поэтому всегда будет появляться новый фольклор, необходимый людям, чтобы справиться с новыми тревогами и страхами»  (Там же.). Возникшие в 70—80-е годы XX века анекдоты про Чебурашку и крокодила Гену обнаруживают и разрушают «слишком хорошую» связь. Патрон (крокодил) выступает в анекдотах не только добрым опекуном, но и педагогическим тираном, проявляя свою монструозную природу:

Сидят Чебурашка и Гена. Чебурашка чавкает, а Гена говорит: «Чебурашка, если ты будешь чавкать, тогда я тебя выверну». Чебурашка снова чавкает, Гена говорит: «Последний раз говорю тебе, не чавкай, выверну!» Чебурашка снова чавкает. Гена вывернул его, а Чебурашка снова чавкает, только вот так: чав-чув (Лурье В. Ф. Краткая антология фольклора младших подростков // Школьный быт и фольклор. Ч. 1. Учебный материал по русскому фольклору. Таллин, 1992. С. 23.) .

Сидят Чебурашка и крокодил Гена на помойке. Вдруг Гена Чебурашку по затылку — хрясь! «Ген, за что?» — Хватит картошку выбирать. Жри все подряд! (Анекдоты про Чебурашку и Гену. Цит. по: сайт «Смешные анекдоты-. URL: httpV/arekclot yaxy.ru/4 lGG.html (дата обращения 12.06.2009). Здесь и датее в цитатах из блогов сохранены орфография и пунктуация авторов.)

Понятно, что рассказывающий анекдот ребенок узнает себя в Чебурашке, которого учат правилам поведения за столом, а кто-то узнает себя в Гене, воспитывающем «мелкого». Поведенческие параллели к фольклорным жанрам я легко нашла в воспоминаниях о школьных годах на сайте «76-82. Энциклопедия нашего детства». Многие из нас могут припомнить истории про ненавистный кисель и прочие полезности, которые заставляли выпивать добрые воспитатели и классные руководители в столовых.

31. Интерьер деревенской библиотеки. Фото Д. Туминас. Июль 2008 г., Мезенский район Архангельской области.

31. Интерьер деревенской библиотеки. Фото Д. Туминас. Июль 2008 г., Мезенский район Архангельской области.

29.08.2006 I Максим Котляров (Maximl976)

Начальные классы должны были пить молоко (порошковое, как правило)! И вот придешь на вторую смену к 14.00, коридор перекрыт дежурными-«старшаками». Всех загоняют, и пинками и так, пить это … молоко! Нашли путь обхода через верхние этажи, благо лестницы с двух сторон были… Потом с 5-го класса тоже по школе дежурили. От нас ни один «мелкий» не уходил! Отлавливали, хоть он через 4-ый этаж пойдет! Подавишься, но «ради здоровья» выпьешь это молоко! (Сайт»76-82. Энциклопедия нашего детства». URL: http://www.76-82.ru/school_wclass/l/62.html?filter_ field[)-article_i<)&filter_ value! |-62&)  Кроме насилия, которому почти каждый школьник подчинялся в школьных повседневных практиках, мы научились и подчинять, передавая по наследству от старших младшим правила и нормы школьной жизни. Зная, как невыносимо «насильственное поилово подгоревшим молоком в начальных классах», дежурные средней и старшей школы со сладострастием отдаются принуждению младших. Показательны воспоминания жертв и насильников (часто совпадающих в одном лице, но исполнявших эти роли с разницей в пару лет) на форуме «Дежурство в школьной столовой» все того же сайта про детство.

25.10.2005 I Мария (Машута82)

А ещё дежурные по столовке стояли перед входом и проверяли чистоту рук и не смотря ни на что отправляли мыть руки! Вот гады! :)))))))  (Сайт «76-82. Энциклопедия нашего детства«, форум «Дежурстео в школьной столовой». URL: http://www.76-82.ru/school_wclass/62.html)

28.10.2005 I Ольга (copperhead)

мне как-то больше запомнились дежурства в рекриациях, где можно было орать на учеников начальных классов и запрещать им бегать, и перед входом в школу, где надо было проверять наличие сменки (Сайт «76-82. Энциклопедия нашего детства», форум «Дежурство в школьной столовой» URL: http://www.76-82.ru/ schooLwclass/62.htiril ) . Бессознательная реакция жертв уходит в область фольклорного высказывания. Чебурашка из анекдотов делает все возможное (чего не могли позволить себе в школьных стенах хорошие советские дети), чтобы обернуть опеку в свою пользу, выйти из-под контроля своего патрона, отомстить за подчинение. Чебурашка звонит Гене: «Гена, нам посылка пришла. В ней десять апельсинов. Восемь тебе и восемь мне». — «Послушай, Чебурашка, восемь и восемь — это ж вроде не десять будет?» — «Ничего не знаю, свои восемь я уже съел»  (Анекдоты про Чебурашку и Гену. Сайт «Смешные анекдоты». URI: http://aneMot.yaxy.ru/4100.html (дата обращения 12.06.2С09).).

Гена упал в унитаз и кричит: «Чебурашка, кинь веревку». Чебурашка дергая за цепочку: «Эту, что ли?» (Анекдоты про Чебурашку и Гену. Сайт «Смешные анекдоты». URL: http://aneMot.yaxy.ru/4100.html (дата обращения 12.06.2009).) Ждет Гена Чебурашку, а его все нет и нет. Сделал петлю, встал на любимую чебурашкину тубареточ-ку, одел петлю на горло и стоит. Вдруг входит Чебурашка и говорит: «Зачем ты взял мою тубареточку?». И убрал ее (Лурье В.Ф. Краткая антология фольклора младших подростков. С. 23.) .

Анекдотический Чебурашка умудряется обращать свои недостатки (незнание арифметики, непонимание сценариев) в свою пользу. Бытование анекдотов в среде детей и подростков показывает, что именно для этой возрастной страты были необходимы превращение чебурашки-клиента в чебурашку-трикстера и победа над контролем  (Впрочем, Эдуард Успенский показывает возможность такого превращения и в пределах литературного текста. Вспомним известное из мультфильма «Слушай, гена, давай я вещи понесу, а ты возьми меня…*. «). Если Чебурашка литературный становится знаком успешного патронирования, то фольклорный Чебурашка — знаком несостояв-шегося контроля или удавшегося неподчинения. Как Колобок, Чебурашка из анекдотов уходит от взрослой опеки, жестоко разоблачая Генины заботу и контроль.

Жизнь персонажа в разных жанровых ипостасях и наименование продуктов и социальных институтов в его честь еще не делают Чебурашку символом и тем более валютой символических обменов. Вокруг персонажа создается поле семиотической валентности, дающее знаку объем. Символ — знак знака, архивированный комплекс актуальных верований, по Дж. Г. Миду, — предмет, жест, сознательно используемый в ходе социального взаимодействия с целью передачи значения от одного лица к другому и обладающий одним и тем же значением как для передающего, так и для воспринимающего (Мид Дм. Г. Избранное: сб. переводов / Сост. и пер. В.Г. Николаев. Отв. ред. Д В. Ефременко. №.. 2G09.) .

Чебурашка, даже та уродливая оранжевая собака моего мезенского собеседника, была больше чем намеком на общее советское прошлое и ностальгией по детству. Игрушка стала наградой и знаком государственного признания заслуг. Страннее знака я не могла себе вообразить. Однако из замечательного совпадения спонтанных жестов на разных социальных и географических полюсах страны (фольклорного интервью в далеком от мегаполисов архангельском селе и президентского жеста в Кремле) можно было сделать слишком далеко идущие выводы. Январский благотворительный сезон 2009 года подтвердил, что «вручать Чебурашку» стало повторяемым символическим действием. Симпатичную мягкую игрушку вручили воспитаннице специального дома-интерната № 1 в Петродворце Ксении Бодалевой.В декабре премьер-министр Владимир Путин заглянул на петербургскую рождественскую ярмарку. Там был установлен домик, в который все желающие могли принести мягкие игрушки для детских домов и больниц. Глава правительства тоже решил поучаствовать в добром деле и опустил в короб Чебурашку.

32. Из семейною архива. Село Вожгора Лешуконского р-на Архангельской области. Переснято Л.В.Г олубевой, 2012 г.

32. Из семейною архива. Село Вожгора Лешуконского р-на Архангельской области. Переснято Л.В.Г олубевой, 2012 г.

Правда, путинский подарок вскоре вынули из общей массы. Организаторы ярмарки решили, что презент от такого человека надо вручать по-особенному. И начали думать, кому он достанется. Наконец достойная кандидатура нашлась. Раз Чебурашка символ нашей олимпийской сборной, его надо отдать спортсмену, — рассказала пресс-секретарь Рождественской ярмарки Полина Вавилина. — Мы выбрали победительницу многих соревнований по горным лыжам Ксюшу Бодалеву.

33. Игрушна Чебурашка за партой в интерьере деревенской библиотеки. Фото Д. Туминас. Июль 2008 г.. Мезенский район Архангельской области.

33. Игрушна Чебурашка за партой в интерьере деревенской библиотеки. Фото Д. Туминас. Июль 2008 г.. Мезенский район Архангельской области.

И вот вручение состоялось. Правда, сам Путин на него не приехал, презент Бодалевой привезли организаторы ярмарки  (Кончаров М. Путинский Чебурашка нашел хозяйку. Цит. го: сайт газеты «Комсомольская правда». URL: http://kp.ru/ daily/24232/432683/ (дата размещения: 74.01.7mfl)). А. И. из Архангельской обл., президент Дмитрий Анатольевич, премьер Владимир Владимирович — те, кому вручали и кто вручал Чебурашек, без объяснений понимали, символами чего происходит обмен. В случае с вручением Чебурашки Медведеву речь шла о материализованной просьбе о патронаже, вручении себя под опеку. Небольшой ростом Медведев правильно понял жест рослого баскетболиста и ответил, «что будет держать кулаки, верить в победу и всем сердцем болеть за российскую сборную». Владимир Владимирович стал патроном в церемониальной схеме, ожидаемой от него жителями этой страны. Как на советских детсадовских утренниках Чебурашку дарили хорошим детям, так и чемпионке Параолимпийских игр вручили символ своего личного покровительства. Не награду за соревнование вручали ей (золотую медаль Ксения Бодалева уже совершенно заслуженно получила), а субститут/заместитель патрона.Мягкая игрушка стала символом патронажа, объектом которого в мультиках был персонаж Чебурашки. Реализация в символических практиках ряда значений патронажа не только взрослого над ребенком, но и государства над человеком, группой, спортивной командой создала из Чебурашки символ. Так советское, непременно счастливое и беззаботное детство проявилось в символическом поведении уже выросших патронируемых. Выросшие хорошие советские дети в образе Чебурашки вручают себя старшему, принимают опеку и награду.





Комментарий к статье