X

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОБЪЯСНЕНИЯ

 Терапевтические объяснения важны, потому что они обеспечивают основу для ожиданий результата лечения. Исследование указывает, что идентичные процедуры лечения могут приводить к резко отличающимся результатам — в зависимости от понимания процедуры пациентами (напр., Southworth & Kirsch, 1988). Эффективный клиницист предоставит пациенту убедительное объяснение и затем удостоверится в том, что пациент его объяснение принял. Процесс объяснения можно существенно облегчить, если при формулировании учитывать опыт и мировоззрение пациента. Конкретное лечение можно объяснять по-разному, но пациент скорее всего примет то объяснение, которое совместимо с его собственными убеждениями. Чтобы помочь пациенту сделать осознанный выбор, гипнотерапевт должен удостовериться, что пациент кое-что знает о гипнозе и его эффектах. Терапевт может опираться на значительный объем знаний о гипнотических явлениях, накопленный в течение более чем полувека тщательных исследований.

Некоторые факты о гипнозе

Клиницисты могут опираться теперь на следующую, опытным путем полученную информацию, чтобы предоставить ее пациентам и двигаться с ними к принятию совместного решения, использовать ли гипноз (Lynn, Kirsch, Neufeld, & Rhue, 1996; Nash, 2001).

  •     Гипноз — это не опасная процедура, если она осуществляется компетентными клиницистами и исследователями (см. Lynn, Martin, & Frauman, 1996).
  •     Способность испытывать гипнотические явления не указывает на легковерие или слабость пациента (Barber, 1969).
  •     Гипноз — это не подобное сну состояние (Banyai, 1991).
  •     Большинство участников гипнотических экспериментов описывают свой опыт не как транс, а как сосредоточение внимания на внушаемых событиях (McConkey, 1986).
  •     Гипноз больше зависит от усилий и способностей субъекта, чем от навыков гипнотизера (Hilgard, 1965).
  •     На внушения можно реагировать с гипнозом или без гипноза, а функция формального наведения прежде всего состоит в том, чтобы немного усилить внушаемость (см. Т. X. Barber, 1969; Hilgard, 1965).
  •     Самые разнообразные гипнотические наведения могут быть эффективными (например, наведение, которое направлено на состояние готовности действовать, может быть столь же эффективым, как наведение, вызывающее физическое расслабление; Banyai, 1991).
  •     Прямые, традиционно сформулированные гипнотические техники оказываются столь же эффективными, как и разрешающие, с открытым концом, косвенные внушения (Lynn, Neufeld, & Маге, 1993).
  •     Любое поведение или переживание, возникающие в гипнозе, могут быть также вызваны с помощью внушений, которые даются без предшествующего гипнотического наведения (обзор см. Kirsch, 1997b).
  •     Во время гипноза участники сохраняют способность управлять своим поведением, отказываться реагировать на внушения и даже сопротивляться внушениям (см. Lynn, Rhue, & Weekes, 1990).
  •     Гипноз не увеличивает достоверности воспоминаний (Lynn, Lock, Myers, & Payne, 1997) и не способствует буквальному повторному переживанию событий детства (Nash, 1987).
  •     Спонтанная амнезия относительно редка (Simon & Salzberg, 1985). Ее можно предотвратить, если сообщить пациентам, что они смогут вспомнить все, что им будет комфортно вспомнить.
Natali: